В солнечные безветренные дни февраля гости и жители Архангельска могли наблюдать в небе над центральной набережной города завораживающее зрелище — парящий в акварельной синеве зимнего неба огромный воздушный шар чёрно-белой расцветки. Его построил аэронавт Владимир Карнаухов. Редакция ИА «Регион 29» расспросила пилота об истории воздухоплавания и современных аэростатах.

— Владимир Викторович, откуда воздушный шар в Архангельске?

— Чёрно-белый шар, летающий на набережной, — это наш с супругой собственный шар. Я довольно долго зарабатывал деньги для его постройки. Оболочку пошили по нашему дизайну, где-то год ушел на комплектование и проверки, и почти столько же заняло оформление документов. Может для кого-то это просто, заплатить пару миллионов и получить готовый шар, но у нас это была долгая дорога.

— Как давно вы занимаетесь воздухоплаваньем и где вам доводилось летать?

— Мне доводилось летать и в Европе, и в Америке, в Арабских эмиратах и Японии. Как правило, это были соревнования. Но пилотом я стал не сразу, на многих соревнованиях я побывал в качестве члена экипажа и спортивного наблюдателя. На международных соревнованиях таких людей называют обсервер (англ. observer) — это человек, который следит за деталями спортивного полёта, за соблюдением спортивного поведения пилотов, а также за фиксацией точного результата соревнований, член международного жюри.

Фото Роман ФилковскийФото Роман Филковский

— Из чего делают современные воздушные шары?

— Тут следует коротко вспомнить историю. Началось всё 21 ноября 1783 года, когда шар, изготовленный братьями Жозефом и Этьеном Монгольфье, поднял в воздух пилота Пилатра де Розье и пассажира Франсуа Лорана. Это случилось при скоплении огромного количества зрителей — полёт наблюдали более 200 тысяч человек. Этот шар поднимался в воздух над горелкой-жаровней, в которой жгли солому и мокрую шерсть. Оболочка шара была изготовлена из пропитанного огнестойким составом хлопка. Позднее, 1 декабря того же года в воздух поднялся воздушный шар, наполненный водородом. Пилотом этого аэростата был его конструктор и разработчик Жак Шарль. В последующие годы большей популярностью пользовались воздушные шары-шарльеры, но всё начало меняться в 60-е годы ХХ века, в период Вьетнамской войны. Когда США стали терять слишком много летчиков. Тогда стоимость обучения одного американского пилота в США сильно превышала стоимость самолёта. И для обеспечения безопасности лётчиков, было решено разработать систему для их безопасного возвращения с поля боя, в случае уничтожения самолёта. Прообраз этой системы позднее через 10 лет развился в современные тепловые шары-монгольфьеры, работающие на газовых горелках, на которых мы сегодня и летаем. Оболочка современного воздушного шара состоит в верхней части из нейлона или лавсана — эти материалы не пропускают воздух и не плавятся при температуре до 120 градусов. Нижняя часть шара делается из огнестойких тканей, которые не  горят, потому что непосредственно внизу, у основания шара, находится пламя. Как правило, в нижней части шара используется номекс — это ткань, из которой шьют одежду для пожарных и людей работающих с большими температурами, открытым огнём.

Гондола - здесь находятся баллоны с газом, горелка и места для пассажиров и пилота. Фото Роман ФилковскийГондола — здесь находятся баллоны с газом, горелка и места для пассажиров и пилота. Фото Роман Филковский

— А где же мешки с песком?

— Мешки с песком нужны для газовых аэростатов, летающих на водороде или гелии. Их принцип работы заключается в том, что если тебе надо вверх — высыпается немного песка, а если вниз — приоткрывается клапан и выпускается немного несущего газа, например, водорода — шар идёт вверх. Вечером солнце меньше светит, водород остывает, чтобы не удариться о землю, сбрасывается песок. Такой воздушный шар объемом 1000 кубических метров способен летать до трёх дней, на них было поставлено множество рекордов в советское время, особенно в 30-е и послевоенные 50-е годы. На тепловых аэростатах мешки с песком не нужны — другой принцип работы.

— Как высоко может подняться воздушный шар?

— Обычный тепловой аэростат может подниматься на высоту до 5 километров, однако для полётов выше 3,5 километров, по закону, требуется брать с собой кислород. Технически шар может подниматься и выше — до 5 и даже 15 километров, но там уже появляются технические трудности, так как для такой высоты необходима специальная газовая горелка, способная работать при очень низком давлении окружающего воздуха.

— Кто сейчас занимается воздухоплаванием в Архангельской области и как много шаров в регионе?

— Воздухоплаванием в нашей области занимается Федерация воздухоплавательного спорта Архангельской области. Она была основана в конце 2019 года, её основная цель — продвижение и развитие воздухоплавательного спорта в нашем регионе. Однако организация пока не аккредитована в областном министерстве спорта, так как для аккредитации ей сперва необходимо провести как минимум два соревнования. Аккредитация позволит Федерации получать помощь из бюджета, оплачивать участие сборной команды Архангельской области в соревнованиях и организовывать собственные соревнования. Пока проведение подобных соревнований невозможно, так как в Архангельске есть всего один легальный, частный шар, который имеет право официально выступать на соревнованиях. На такую огромную область как наша — нам пока не с кем соревноваться. Поэтому мы сейчас работаем над привлечением внимания к этому вопросу. Воздухоплавание в Архангельской области должно быть!

Фото Роман ФилковскийФото Роман Филковский

— Чего не хватает в Архангельске для развития воздухоплавания?

— На самом деле нужно лишь осознание, что нам это надо. Посмотрите на фотографию русского бревенчатого дома у реки. Дом — он как символ надежного хозяина. Это символ, которой уходит в прошлое, а ведь помор в доме — настоящий хозяин, а в городе это уже не так чувствуется. А что помору не хватает в наше время, чтобы вновь почувствовать себя хозяином? Правильно — возможности полетать над родными просторами. Мы ведь живем в 21 веке! Вот она — Свобода! Хотя бы разок в месяц.

— Воздухоплавание — опасное занятие?

— Воздухоплавание на шаре считается одним из самых безопасных способов полета, так как воздушный шар не обладает такой кинетической энергией, как самолет, здесь сравнительно небольшие скорости, если не попадать в сильные шквалы ветра. Даже если выключить горелку и снижаться на воздушном шаре, то можно приземлиться со скоростью парашюта. Так что если не врезаться в провода или в дома, то можно приземлиться без ушибов. Основная причина травм в данном спорте — человеческий фактор и плохая подготовка. Ну, и главный навык для аэронавта — умение правильно оценивать погоду и принимать правильное решение в зависимости от её изменений, особенно в нижних воздушных слоях.

— Насколько сложно летать на воздушном шаре в Архангельске и области?

— В самом Архангельске летать летом практически невозможно. Это связано с тем, что город со всех сторон окружён лесами, а для того, чтобы безопасно планировать посадку, нужно иметь площадки. Зимой у нас больше возможностей для организации полётов. Перспективным районом является Холмогорский район, где Северная Двина разливается на множество рукавов. Там большой выбор мест для старта и посадки. Можно, конечно, летать и в самом Архангельске, но здесь серьёзные требования предъявляет авиационная администрация, так как здесь находится несколько больших аэропортов, Талаги и Васьково, это контролируемое ими пространство, в радиусе 50 километров. Для того, чтобы здесь летать, необходимо вложить немалые дополнительные деньги. Например, чтобы купить транспондер — своеобразный автоответчик и мощную радиостанцию, чтобы диспетчер тебя видел и слышал, и не беспокоился.

Фото ИА "Регион 29"Фото ИА «Регион 29»

— При каких условиях можно летать на воздушном шаре?

–Д ля полётов на привязи должен быть минимальный ветер, потому что когда скорость ветра превышает три метра в секунду, на шар начинает действовать большая нагрузка, в том числе, на удерживающие фалы. Мы летаем, когда погода достаточно тихая, чтобы не рисковать.

— Молодежь сегодня интересуется воздухоплаванием. Где учат управлять воздушным шаром?

— В городе Дмитров есть на данный момент единственная в России школа «Аэровальс», где обучают профессиональных аэронавтов. Обучение, правда, платное и достаточно дорогостоящее — более 200 тысяч рублей с одного человека за курс. Ученикам школы преподают такие дисциплины, как навигация, метеорология, основы теории полёта и воздушное право. Текущие мероприятия Федерации воздухоплавательного спорта Архангельской области направлены на привлечение внимания молодых людей к воздухоплаванию. В планах есть идеи проведения обучения или конкурса среди молодёжи, чтобы в дальнейшем помочь им пройти обучение в этой школе.

Напомним, что в феврале прошлого года Федерация воздухоплавательного спорта Архангельской области планировала провести первый в нашем регионе фестиваль воздухоплавания «Северны Летания». Для участия в соревнованиях были приглашены 5 экипажей из Ярославской, Воронежской и Московской областей, однако тогда фестиваль пришлось отменить в связи с нелётной погодой. Сейчас организация ищет инвестора для проведения соревнований, а пока все желающие смогут подняться на аэростате над Северной Двиной в Архангельске, либо заказать полёт в Холмогорском районе.