Где обучают экспертов-криминалистов, можно ли подделать чужой почерк, какие особенности написания слов позволяют определить автора текста — об этом мы попросили рассказать специалистов Экспертно-криминалистического центра УМВД России по Архангельской области Игоря Свицкова и Ольгу Казакову.
Лупа и большой объем бумаг
— Игорь Александрович, как давно в регионе существует экспертно-криминалистическая служба?
— Экспертно-криминалистические подразделения были созданы в Советской России в 1918 году. В Архангельской области они начали функционировать с 20-х годов прошлого века. Сначала был организован отдел при УВД области, затем начали создаваться подразделения в райотделах. Сейчас головной экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) также входит в структуру регионального УМВД, в то же время должности экспертов введены практически во всех территориальных подразделениях. Специалисты на местах обеспечивают своевременный осмотр мест происшествий, производят основные виды экспертиз, необходимые для выявления существенных доказательств по уголовным делам.
— Какие экспертизы могут провести сотрудники территориальных отделов, а в каких случаях необходима помощь областного ЭКЦ?
— Мы стараемся обучить сотрудников на местах традиционным криминалистическим направлениям, таким как дактилоскопия, трасология, экспертиза холодно-метательного оружия, баллистическая экспертиза, почерковедческая экспертиза, технико-криминалистическая экспертиза документов. На базе ЭКЦ организованы специальные виды экспертиз: физико-химические, пищевых продуктов, инженерно-технические, компьютерные, пожарно-технические. Методики экспертиз постоянно совершенствуются, чтобы исключить возможные экспертные ошибки. Для проведения, к примеру, технико-криминалистических экспертиз применяются новые технические устройства, а вот для почерковедческой экспертизы основной инструментарий остается неизменным — это лупа и большой объем бумаг. С течением времени меняются разве что пишущие приборы.
— Насколько высока потребность в специалистах-почерковедах?
— При расследовании большинства экономических преступлений, связанных с хищением денежных средств, особенно если затронуты интересы организаций, необходимы исследования накладных, других финансовых и бухгалтерских документов. Они как минимум подписываются сторонами, как максимум заполняются от руки. В таких случаях заключение эксперта-почерковеда крайне важно.
— У нас в регионе обучают специалистов-почерковедов?
— В Архангельской области нет. Обучение проводится в ряде гражданских вузов либо на базе университетов МВД России — в Волгограде, Москве и Санкт-Петербурге. В эти вузы при необходимости направляются сотрудники, которые по окончании подготовки получают право производства почерковедческих экспертиз.
– То есть человек с высшим образованием может поступить на службу в ЭКЦ, набраться здесь определенного опыта и отправиться учиться на почерковеда?
— Теоретически, да.
— А практически?
— В данный момент вакантных должностей в ЭКЦ нет.
— Насколько высока эффективность почерковедческих экспертиз?
— Почерковедческая экспертиза очень сложная. По уголовному делу доказательства должны быть конкретными. В большинстве случаев мы даем ответ на вопрос: этот или иной человек исполнил документ. Для этого необходимо собрать большой объем почеркового материала. Чем меньше объект исследования, тем больше требуется образцов подписей и почерка. Необходимо учитывать и состояние, в котором человек писал. То есть экспертиза очень кропотливая. Бывают случаи, когда не удается прийти к какому-либо выводу, потому что, например, почерк слишком простой, запись очень краткая, не хватает предоставленных образцов почерка и так далее. Только в фильмах, не имеющих ничего общего с реальностью, эксперт по паре написанных слов может определить пол, возраст, особенности внешности, место работы человека и так далее.
– Может ли эксперт ошибиться?
— Мы используем научно-обоснованные, научно-разработанные методики. При достаточном количестве признаков делаются соответствующие выводы. Вариантов пять: этот человек, вероятно этот человек, не этот человек, вероятно не этот человек и не представляется возможным прийти к какому-либо выводу. Если строго соблюдать методику проведения экспертизы, планомерно, грамотно разработать и учесть все признаки, то ошибка исключена.
– Различаются ли методики анализа почерка людей, пишущих правой и левой рукой?
— Есть специальная методика для левшей, говоря профессиональным языком — для людей, пишущих непривычной рукой.
— В каких случаях обращаются к почерковедческой экспертизе?
— Следствие решает, достаточно ли доказательств по уголовному делу для предъявления обвинения или нет. Но, как правило, по всем материалам экспертизы должны быть назначены.
— Сколько времени требуется на проведение одной экспертизы?
— Если это экспертиза одной подписи при достаточном количестве образцов, то примерно дней семь. Но обычно приносят бухгалтерские документы, в которых накладные за год, два, три. Соответственно, экспертиза может длиться по-разному.
Нажим, наклон и элементы букв
— Ольга Борисовна, расскажите, пожалуйста, почему Вы решили стать экспертом-почерковедом?
— Еще в советские годы я поступила в Волгоградскую высшую следственную школу милиции на факультет эксперта-криминалиста. Почерковедческая экспертиза меня заинтересовала больше всего.
— Сколько лет вы этим занимаетесь?
— С 1996 года.
— За это время изменилось ли Ваше отношение к профессии?
— Сколько лет работаю, столько мне нравится эта профессия. Она очень разноплановая, в чем-то даже творческая. При этом нужно понимать, что в задачи экспертно-криминалистического центра входит не только проведение экспертиз, но и осмотры мест происшествий, выезды на следственные действия и оперативные мероприятия.
— Какая у вас сейчас нагрузка?
— В данный момент у меня на руках 15 почерковедческих экспертиз.
— Насколько долго надо учиться? Или это непрерывный процесс?
— Учиться и совершенствоваться нужно постоянно, в течение всей практической деятельности. Естественно, база заложена, но ситуации встречаются разные, почерки и подписи у людей индивидуальные, сделаны в разных состояниях.
— Какое качество самое главное в профессии почерковеда?
— Желание учиться. И чтобы это направление нравилось.
— Если человек подделает почерк, поменяет его осмысленно, сможет ли он сбить Вас с толку?
— Такие случаи были. Это сложные экспертизы, когда у человека несколько вариантов подписей. Для этой экспертизы нужно очень много материалов для сравнения.
— Но причастность к преступлению доказывается?
— Например, я проводила конкретную экспертизу, когда человек менял подписи. Его причастность удалось доказать. Было предоставлено много образцов для сравнения подписей, сравнивали каждую. Проглядывались индивидуальные признаки.
— Какие это могут быть признаки? Нажим определённый, наклон?
— Нажим, наклон — это общие признаки. Индивидуальные, характерные — это отклонения от норм прописи. Не только букв, а элементов букв — точка начала, точка окончания, соединения элементов букв. В одной букве можно найти до двадцати признаков. На этих признаках основывается почерковедческая экспертиза.