27 марта в кают-компании Интеллектуального центра САФУ состоялась встреча будущих историков с директором Северного Морского музея Евгением Тенетовым.
От одного из самых ярких выпускников исторического факультета в Архангельске студенты узнали, как смогут применить свои навыки в будущем, а также стоит ли ожидать открытия Морского культурного центра в здании МРВ.

Евгений Тенетов поступил на исторический факультет Поморского Государственного университета ещё в далёком 1994 году. Тогда о престижности работы историком не могло быть и речи — в стране царила разруха, люди месяцами не получали зарплаты. Учительская профессия, как и работа в музее или архиве, молодёжь тогда не привлекала. Перед историками того поколения стояла сложная и долгая работа — сделать музейное дело интересным для масс, привлечь людей к истории родного края.

— Мало кто видел себя в те годы школьным учителем. Многие историки рассматривали историческое образование, как некую базу, необходимую для человека, апеллирующего какими-то общественными функциями. Очень немногие из моего выпуска в итоге стали преподавателями истории, хотя именно такой диплом они получали. Не манила в те годы и музейная профессия, музейщики тогда жили очень тяжело, как и работники архивов. Ситуация изменилась буквально на наших глазах. Я пришёл в музей в 2015 году, с тех пор заработная плата у работников музея выросла примерно в три раза. Сейчас вполне можно работать по профессии, интересно проводить рабочее время и выстраивать свою жизнь, — рассказал Евгений Тенетов.

Этому предшествовал сложный путь развития музея, экспозиция которого долгие годы выстраивалась по старым принципам, как и вся работа персонала. Как рассказал директор Морского музея, сотрудники в первое время работы музея к посетителям были не готовы. Из-за долгого периода реконструкции в упадок пришли фонды музея, а про сам музей и его существование люди в городе уже почти забыли. Тут на помощь новому руководителю пришли навыки пиара, которые он приобрёл будучи главным редактором известного городского журнала.

— После проектов, связанных со шхуной «Запад» и Петровским сквером, меня на разговор пригласила министр культуры Вероника Яничек. Это было неожиданно для меня. Она спросила, не хочу ли я стать директором Морского музея. Я попросил подумать пятнадцать минут. В последний раз я был в Морском музее в далёком 1987 году, когда учился в школе, и основным впечатлением тогда было наличие смотровой площадки у музея, где можно было купить мороженое. Но я подумал, что это интересный вызов, и согласился, — с лёгкой иронией рассказал Евгений Тенетов.

В тот период, по словам директора, у Морского музея была довольно интересная экспозиция. Её оформлением занимался известный московский дизайнер Евгений Богданов — автор экспозиции Музея Маяковского и экспозиции Музея океана в Калининграде. Однако, как выразился Евгений Тенетов, «людей там не ждали».

— В каком-то смысле это был белый лист — недавно открытая экспозиция, у которой была история, но в которой мало чего было написано. И я понял, что писать нужно дальше и писать крупным шрифтом, а иначе музей пропадёт. Тогда даже поступило предложение из краеведческого музея присоединить Морской музей к краеведческому, на что я ответил отказом. Что это такое — первый морской порт России без Морского музея? Смешно. Первое, что я начал делать, это применять свой исторический опыт, опыт в журналистике и пиаре. Задачи, которые я поставил перед собой — чтобы о музее узнали, чтобы люди в нём оказались. Также было необходимо развивать экспозицию музея. В музее начали проходить встречи с интересными людьми, лекции, показы, музыкальные концерты. Всё это часть так называемой «интервенции» — событий для привлечения внимания публики, чтобы люди узнали об существовании музея в городе. Таким образом началось оживление музея, которое позволило обучить сотрудников музея видеть посетителей, работать с ними, а не выгонять их, — поделился Евгений Тенетов.

Действительно, со слов директора Морского музея, работники были не готовы просвещать горожан. Чаще они выполняли охранную роль — например, защищали рынды из фонда музея от желающих позвонить в морские колокола. После долгой работы с сотрудниками и нескольких лет пополнения музейного фонда новыми интересными экспонатами, о Морском музее узнал весь город, вся Архангельская область и даже музейщики со всей России сегодня равняются на архангельскую морскую экспозицию. Сам Евгений Тенетов о своей работе говорит с теплотой и любовью.

— Музей меня совершенно поменял как личность. Эта профессия, атмосфера, это море, эти люди, эти вещи и история меня совершенно изменили.  Сейчас я чувствую себя совершенно счастливым человеком, — рассказал  Евгений Тенетов.

Студенты-историки спросили директора Морского музея про планы по расширению экспозиции на территорию Морского речного вокзала. Этот проект был представлен несколько лет назад, на словах даже получил широкое одобрение со стороны властей, но в последнее время о нём вспоминали редко.

— Наш проект, который подготовил Морской музей, был представлен губернатору, и нам дали «добро». Но дело в том, что это очень затратный проект. По скромным подсчётам, стоимость проекта получалась чуть больше полмиллиарда рублей. А если пересчитывать всё это на современные реалии, то стоимость приблизится ровно к миллиарду. Я прекрасно понимаю, что найти инвестора даже на полмиллиарда очень сложно. Тем не менее, я продолжаю думать об этом проекте, продолжаю всем о нём рассказывать. Ни один проект, который мог бы быть реализован там, более точного попадания, чем Морской культурный центр иметь не будет. Ведь этот проект призван в себе совмещать и музей, и культурный центр, и кинозал, и дендропарк на крыше, и гостиницу, и ресторан с традиционной кухней, причалы живые. Рядом могли бы пристать «Гоголь» и наш «Коммунар». Но вопрос упирается в инвестора. Пока всё ограничивается размещением там электронных часов — это тоже своего рода «интервенция», оживление городского современного символа. Это здание — место силы. В нём есть энергия, которую важно не упустить. Несколько недель назад наш музей посещал Алексей Кудрин, я передал ему презентацию проекта, всё рассказал. Он сказал, что это очень интересно, он в этом что-то определённо увидел. Этот проект я не хороню, — поделился со студентами директор Архангельского Морского музея Евгений Тенетов.

Напомним, что долгие годы здание Морского-речного вокзала не используется по прямому назначению. В августе 2020 года был предоставлен проект Морского культурного центра, включающего в себя строительство самых разнообразных площадок в здании, ключевой из которых должна была стать экспозиция Морского музея, дополненная арктическим ботаническим садом на крыше и мастерскими судомоделистов.

Также в здании МРВ проходили показы спектакля «СЕВЕР» и «СЕВЕР-2», постановки ставшей лауреатом самой престижной театральной награды России «Золотая маска».
В настоящее время городская администрация заменяет на здании МРВ фасадные электронные часы.