Напомним, что самолет Нарьян-Марского авиаотряда 9 января выполнял рейс по маршруту Нарьян-Мар — Усть-Кара. В 10 километрах от посёлка Каратайка он совершил жёсткую посадку. На борту находилось 12 человек, два из которых — пилот и женщина-пассажир погибли. Травмы различной степени тяжести получили 10 человек. На борту находились, в том числе два ребенка, которые впоследствии помогали тушить возникший пожар и эвакуировать пассажиров. Спасали жизни пострадавших врачи Нарьян-Мара и Архангельска.
Как установлено в ходе расследования Межгосударственного авиационного комитета, инженерно-технический состав приступил к предполетной подготовке самолета RA- 71165 около 4 часов утра. Техническое обслуживание было выполнено полностью, топлива на борту было 1240 л — достаточно для выполнения полета по маршруту. О наличии каких-либо технических неисправностей экипаж перед вылетом не заявлял.
— Подойдя к командиру воздушного судна, уточнил, есть ли какие замечания и не нужна ли обработка противообледенительной жидкостью. Замечаний не было. Обработка не нужна была, так как самолет чистый и нет плохих погодных условий, — приводятся в отчете слова старшего авиатехника.
Самолет вылетел по расписанию и в 09:39 сел в посёлке Усть-Кара.
— До Усть-Кары летели на высоте 500 м, затем 900 м и 1200 метров, набор высоты был плановый. Ближе к Усть-Каре на высоте 900 м были облака и поднялись до 1200 м. Каких-либо проблем с самолетом не было. При снижении на Усть-Кару на самолете обнаружилось обледенение, оно было не сильное. В Усть-Каре сели без замечаний, проблем при посадке не было. В Усть-Каре на полосе я и (фамилия второго пилота) убирали лед с передней кромки крыла. Убирали мы его руками, толщиной около 2 мм, — приводятся слова командира воздушного судна.
Наличие льда на крыльях самолета подтвердили также пассажиры и начальник посадочной площадки Усть-Кара. Со слов одного из пассажиров, перед взлетом пилоты очищали крылья самолета от наледи лопатой.
— После приземления и заруливания на стоянку, производилась выгрузка пассажиров и багажа. Экипажу были вручены сопроводительные документы. После этого началась погрузка багажа и посадка пассажиров. Далее члены экипажа занимались подготовкой к вылету: сбивали ледяную корку, — сообщил начальник п. п. Усть-Кара.
Далее в самолет сели 10 пассажиров, из которых 2 человека летели до Каратайки, а 8 — до Нарьян-Мара. Второй пилот осуществил рассадку пассажиров и разложил багаж. Вылет по маршруту Усть-Кара — Каратайка был выполнен в 10:20. При взлете погодные условия были хорошие, но затем стали ухудшаться. Так, согласно данным в отчете, на 10.25 видимость была 10 км, на 11.10 - видимость 2 км, снег, дымка, а уже на 11.30 видимость была всего лишь 300 м. Сесть в Каратайке борт не смог и пилоты приняли решение об уходе на Варандей.
— При подходе к Каратайке мне начальник Каратайки дал сводку: облака 50 м, видимость 600 м или 800 метров. Связь была хорошая. Я принял решение об уходе на Варандей, так как при попытке посадить самолет и в ходе попытки видел обледенение, в связи с этим сделал круг, освещение на полосе я не видел, садиться заходил с курсом 120°, затем уходил левым разворотом. Затем я стал набирать высоту для ухода на Варандей. При наборе высоты был установлен взлетный режим, двигатель работал нормально, стала расти температура двигателя, и масла, и головки цилиндра. Я дал команду (фамилия второго пилота) открыть створки капота и масляного радиатора. Он выполнил команду. Высоту набрали 200 метров. Дальше поставил номинальный режим работы двигателя. Двигатель отреагировал и самолет стал терять высоту и падала скорость, мне пришлось поставить взлетный режим. Так я понял, что продолжение полета невозможно, то принял решение садиться перед собой. (Фамилия второго пилота) со мной согласился. При этом у нас замерзли окна. На улице при включении фар были осадки и не было видимости, пришлось их выключить. Обогрев окон не справлялся. Самолет стал снижаться без крена на номинальном режиме работы двигателя. Прибор показывал скорость на номинальном режиме 90 км/час. При снижении двигатель работал нормально, я крикнул пассажирам о том, что идем на вынужденную посадку. Через иллюминатор мне показалось, что до земли осталось около 5 метров, при этом произошло столкновение с землей и потерял сознание. Пришел в себя, когда меня вытаскивали с кабины пилота. Вытаскивали меня последним, — рассказал командир воздушного судна.
В 12:15 от диспетчера Нарьян-Марского авиаотряда получена информация о том, что экипаж самолета Ан-2 пытался произвести посадку на п. Каратайка, но по метеоусловиям не смог это сделать и направился на аэродром Варандей. Связь с самолетом пропала и сработал аварийный маяк.
Отметим, что опубликованный отчет является предварительным. Комиссия еще ждет получения результатов исследования барографа АД-2, GPS-навигатора, а также результатов патолого-анатомических и медицинских исследований.
Напомним, что сразу после трагедии генеральный директор Нарьян-Марского объединённого авиаотряда Валерий Остапчук назвал наиболее вероятную причину происшествия — непрогнозируемое сильное обледенение.
Всех участников спасательной операции наградили медали МЧС России и почётные грамоты администрации НАО.