Архангельский краеведческий музей сумел сохранить и восстановить последний городской трамвай КТМ-1. Трамвай производства Усть-Катавского вагоностроительного завода имени Кирова, находящегося в Челябинской области, планируют установить на одной из улиц города. Сейчас идёт дискуссия о конкретном месте и дате установки.
По словам заведующего отделом военной истории Архангельского краеведческого музея Игоря Гостева, музейный трамвайный вагон был выпущен в 1957 году. Выгон имеет незначительные отличия от оригинальных серийных трамваев, так как после его вывода из эксплуатации на городских трамвайных линиях он был переоборудован для служебных нужд.
Сейчас вагончик находится в цехе завода «Красная кузница», в архангельском филиале Центра судоремонта «Звёздочка», где проводилась его реставрация. У трамвая полностью восстановлено утраченное остекление, отремонтированы и заменены повреждённые элементы корпуса.
Трамвай упакован в целлофановую плёнку и напоминает подарочную игрушку в обёртке. Это связано с тем, что он находится на территории действующего цеха завода, и нуждается в защите от воздействия агрессивной окружающей среды: пыли, металлической стружки и воздуха. По словам работников Архангельского краеведческого музея, после прошлой реставрации в 2016 году трамвай не был защищён, из-за чего со временем его вновь пришлось перекрашивать и реставрировать.
Трамвайная сеть, которая считалась
самой северной в мире, действовала в Архангельске с 1916 по 2004 годы. В годы Первой
мировой, Гражданской и Великой
Отечественной войн трамвайное движение в городе
не прерывалось, по трамвайным линиям
Архангельска производилась транспортировка
жизненно важных грузов. В 2004 году
трамвайные линии Архангельска были
закрыты и демонтированы, поскольку их
работу признали убыточной.