В 2022 году из состава Архангельского камерного оркестра ушло несколько артистов, что послужило толчком к пересмотру его статуса. Так Архангельский камерный оркестр сменил название на Архангельский филармонический камерный ансамбль, который станет основой ещё одного городского коллектива — Архангельского концертного оркестра.
— Василий Сергеевич, у коллектива сменилось только название или перемены более глобального характера?
— Камерный оркестр не исчезает, не расформировывается и не понижается в статусе, он теперь просто именуется по-другому. Камерный оркестр теперь называется Камерный ансамбль. Форму привели в соответствие с содержанием. Форма — это название коллектива, а содержание — количество играющих в нём в настоящее время музыкантов. Также у нашего ансамбля теперь нет должности дирижёра — он там не нужен, ансамблю нужен только художественный руководитель, так как в коллективе сейчас всего восемь человек. В случае необходимости функцию дирижёра в ансамбле может выполнять ведущий концертмейстер — этот музыкант есть, он постоянный артист коллектива. Это единственные изменения.
— Для музыкантов оркестра тоже ничего не поменялось?
— Все музыканты продолжают работать, и всем с марта повысили заработную плату. Сам же ансамбль продолжает концертную деятельность в составе филармонии и, как и прежде, даёт концерты согласно своему концертному графику — с приглашением музыкантов из Архангельска и солистов из других городов. В этом году с ансамблем уже сыграли три ведущих музыканта российской академической сцены, лауреаты крупных международных конкурсов. Это солисты мирового уровня. В планах — приглашение солистов каждый месяц в течение концертного сезона. Всё будет как и прежде — когда ансамбль назывался оркестром.
— Тогда зачем нужен второй коллектив — концертный оркестр?
— Это самое главное, на что некоторые не обращают внимание. По большому счёту коллективов теперь не один, а два. Как я уже сказал, ансамбль сохранился — это бывший камерный оркестр, в дополнение к нему появляется концертный оркестр в большем составе, 20-30 человек в зависимости от программы. Он будет собираться из музыкантов Архангельска и Архангельской области, и будет выступать, предварительно, один раз в два месяца, но с более крупными музыкальными формами, с более популярными и известными произведениями. Концертный оркестр уже выступал на Новый год, скоро будет выступать на День Победы. В концертный оркестр будут приглашаться разные дирижёры с разными программами — это очень важно, так как Владимир Михайлович Онуфриев — художественный руководитель ансамбля, скажем так, не всё соглашается и хочет играть. Он играет очень сложные, интересные произведения, но не будет играть, например, популярную музыку кино. Это объяснимо, и никакого принуждения здесь быть не может. В то же время, в Архангельске живёт огромное количество людей, которые хотят слушать хорошую музыку в симфоническом исполнении, но пока не готовы слушать музыку сложную, им нужно предлагать что-нибудь более известное и понятное. Мы понимаем это и обязаны учитывать этот фактор в своей работе, и для одних типов программы у нас есть ансамбль со своими программами для искушенных слушателей, а для других программ — концертный оркестр, в который привлекаются разные дирижёры, под разные задачи. Например, 9 мая будет программа с музыкой военных лет, для неё приглашается один дирижёр, а для новогодней программы уже другой, для программы, которая поедет с гастролями по Архангельской области, будет приглашён третий дирижёр. Разные программы — разные дирижеры. В зависимости от времени, места, тематики и аудитории.
— Что стало причиной подобных изменений в оркестре?
— В Архангельске, как и везде на Севере, очень высокая текучесть кадров. В 2022 году из оркестра по разным причинам ушло четыре человека. А вообще, за 5 лет оркестр покинули 7 человек. Мы поставили перед художественным руководителем задачу найти музыкантов в оркестр. В течении года Владимир Онуфриев занимался поиском, но был найден только один артист, который устроился на работу в коллектив. Все остальные люди, которые в течение года приезжали, а их было более десяти, из них никто, по разным причинам, не согласился остаться в Архангельске и в коллективе. К концу 2022 года мы подошли к тому, что заменить ушедших музыкантов оказалось по факту некем и мы решили, как я и сказал, наконец привести форму коллектива в соответствии с реальным содержанием. Восемь человек не могут называться оркестром — это ансамбль. И в этом наименовании ничего обесценивающего нет. Даже прославленный коллектив Юрия Башмета, где играют более двадцати с лишним человек, называется «камерный ансамбль».
— Что может влиять на изменения в составе коллектива? Почему люди не соглашаются остаться?
— На это влияет целый ряд факторов, в том числе климат, не «столичные» зарплаты, удаленность Архангельска от центров музыкальной жизни, невозможность жить и работать в насыщенной музыкальной среде. Например, в Петербурге, в Москве, да даже и в Екатеринбурге и Белгороде музыкант почти никогда не работает в одном только коллективе, у него есть возможность играть в самых разных составах, проектах, он может работать на трех-четырех работах. В Архангельске это сделать невозможно. Со своей стороны мы всегда открыты новым музыкантам, мы готовы их принимать и брать на работу, на тех условиях, что мы можем предложить. И понятно, что нужно взращивать таланты и в самом Архангельске — в этом вопросе мы активнее всего взаимодействуем с музыкальным колледжем, архангельской «кузницей кадров». Но вообще, конечно, очень сложно найти артистов, надо сказать об этом честно. Но я оптимист и по опыту знаю, что ситуация находится в динамике, она может и будет меняться.
Отметим, что ближайший концерт Архангельского филармонического камерного ансамбля состоится 9 апреля, а уже 17 апреля откроется Большой пасхальный фестиваль, в котором принимает активное участие и коллектив Поморской филармонии. (12+).