Более десяти лет в России развивается аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», куда входят различные информационные системы и инфраструктурные решения. Одним из основных элементов комплекса является видеонаблюдение. Так, в семи муниципальных образованиях Архангельской области установлено порядка 300 камер видеонаблюдения. Надзор за порядком ведётся в различных локациях Архангельска, Северодвинска, Котласа и Котласского муниципального района, Приморского муниципального района.
Сотрудники полиции активно обращаются к видеоархиву «Безопасного города». Например, в 2021 году в Архангельской области представители правоохранительных органов сделали это около пяти тысяч раз. Воспользоваться удобной программой может и каждый житель региона. При сохранении видео гражданину выдается номер заявки, который необходимо сообщить при обращении в правоохранительные органы, суды и адвокатские коллегии.
Комплекс «Безопасный город» включает и работу экстренных оперативных служб — в Поморье «Система 112» работает с 2020 года. Оператор, принимающий звонки, с помощью специальной программы может отправить на место ЧП любую помощь — пожарных, медиков и сотрудников полиции. За сутки Центр обработки вызовов принимает более полутора тысяч обращений, которые передает в оперативные службы.
Лидером в части создания и развития «Безопасного города» по всей стране является Санкт-Петербург, где еще в 2005 году начал работу Городской мониторинговый центр. Сотрудники фиксируют экстренные события, принимают обращения по вопросам ЖКХ и обеспечивают вызов экстренных оперативных служб. Сюда же поступает весь видеопоток с городских камер видеонаблюдения и комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД.
— Городской мониторинговый центр является одним из крупных и важных наших заказчиков, — отметил руководитель управления организации продаж «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Константин Мовчан. — С 2015 года в Санкт-Петербурге мы установили более 45 тысяч камер — это больше половины из всех действующих в городе устройств. Работаем мы и по направлению транспортной безопасности — за последние два года компания запустила более 500 комплектов видеофиксации нарушений. Мы сделали жизнь горожан более безопасной и продолжаем это делать.
Операторы центра 24 часа в сутки наблюдают за безопасностью в городе и держат под контролем все социально значимые городские объекты. В сутки на линии работают 35 операторов, принимающие более десяти тысяч вызовов ежедневно. Для изучения уникального опыта в Городской мониторинговый центр постоянно приезжают коллеги как из регионов России, так и из других стран.
— В «Системе 112» мы принимаем звонки на пяти языках, помимо русского: английском, испанском, итальянском, немецком и французском, — отметил директор Городского мониторингового центра Роман Борисенко. — У нас работает и геопозиционирование: во время звонка мы видим, откуда звонит человек. А если по какой-то причине абонент не может говорить, он отправляет сообщение, на которое мы ответим в таком же формате. Специалисты центра могут принять звонок из другого региона и перенаправить его в нужный субъект России.
Как отмечают специалисты центра, множество звонков горожан связаны с неблагоприятными погодными условиями. Очень часто ЧП случаются из-за гололеда и ледяного дождя, шторма и ураганного ветра. Но на первом месте всё же остается вызов полиции.
— Большинство звонков связаны с вызовом полиции, на втором месте — скорая помощь, — рассказал Роман Борисенко. — Важно отметить, что мы обязаны принять каждый вызов, даже если его совершает не совсем здоровый человек. Мы общаемся с человеком, получаем информацию, после чего передаем ее в необходимое ведомство, где специалисты сами решают, что делать.
Важно, что люди, попавшие в ЧП, могут дозвониться в службу «112» без сим-карты и даже с отрицательным балансом на счету.
Активно работает в Санкт-Петербурге и Центр обработки вызовов 004. Там операторы принимают обращения от петербуржцев по вопросам городского хозяйства и городского благоустройства. Горожане могут узнавать не только о проблемах ЖКХ или каких-то нештатных ситуациях, но и задавать запросы справочного и консультационного характера. Например, график отключения горячей воды.