Выставка — это логичное
продолжение переосмысления театром
своей собственной истории. В 2025 году
Молодёжному театру исполнится 50 лет.
Эти полвека вмещают путь от самодеятельной
экспериментальной студии, созванной в
1975 году, до театра-обладателя «Золотой
Маски». Начали собирать архив и
оцифровывать его — потом решили написать
книгу — потом появилась идея снять
художественно-документальный фильм —
а дальше и до выставки на стыке театра
и современного искусства дошло.
Назвали выставку по
строчке из песни Марка Бернеса. «Здесь
ничего бы не стояло, если бы не было
тебя», — так можно сказать о Викторе
Панове и о театре, который он подарил
своим единомышленникам и своему городу.
И о верном друге театра — его зрителе.
История театра полна
неожиданных перипетий и удивительных
поворотов. Поэтому и выставка, посвящённая
истории театра, решена как лабиринт.
Выставка будет расположена
в двух музейных залах историко-архитектурного
комплекса, но трудами московской студии
«Точка дизайна» эти два будут равняться
шести. Кроме того, выставка будет выходить
за пределы музейного пространства —
во внутренний дворик и в городское
пространство.
Путешествие по лабиринту
начнётся в так называемой «Комнате
Вити» — попробуйте догадаться, какого
Вити. И почему Витя, а не «Виктор Петрович»?
Потому, что всё из детства. И, как в песне,
если бы мальчика Вити не стало, то и
«здесь ничего бы не стояло». Уединение
и скованность — исходная для порыва к
свободе.
Далее путь по лабиринту
ляжет через архив, где будут представлены
ценные для театра документы, и через
комнаты, посвящённые десятилетиям
истории театра и значимым спектаклям,
родившимся в них. В комнатах будут
соседствовать фрагменты сценографии
и костюмов самых разных спектаклей: от
«Курска» и «Деревянных коней» до «Книги
непокоя» и «Севера-2».
Через эти комнаты
лабиринт выведет к современности. На
выходе из лабиринта посетителей будут
ждать объекты современного искусства
и инсталляции, созданные молодыми
художниками из четырёх городов России
— Сашей Нестёркиной (Москва), Аней Бёрч
(Москва), Художественным объединением
ГУЙ (Екатеринбург), Кириллом Или и
Анатолием Павловым (Санкт-Петербург) и
zattiaty (Сосланом Дзатиевым) (Владикавказ).
Саша Нестёркина создала
для выставки прекрасную люстру, пережившую
некий катаклизм. Она послужит напоминаем
о том, что вслед за тёмными временами
всё равно приходят светлые дни.
Аня Бёрч создала серию
работ, в которых прошлое театра соединилось
с настоящим: архивные фотографии театра
стали основой для объектов из керамики.
Художественное
объединение ГУЙ создало инсталляцию
«Вглубь» — «погружение в почву
для
созерцания театральных мистерий
будущего».
Кирилл
Или и Анатолий Павлов вдохновились
стульями театра Панова, установленными
на улице Логинова в честь фестиваля
уличных театров. Их интерактивная
инсталляция представляет собой стул и
рулетку с эмодзи в виде фестивальной
красной маски, которая позволяет
погадать, какую реакцию вызовет очередной
спектакль театра. Стул был сделан в
инклюзивной мастерской «Простые вещи»,
где трудятся взрослые люди с ментальными
особенностями.
Сослан
Дзатиев, который выступает под псевдонимом
zattiaty, придумал по итогам резиденции
своеобразный шатёр из золотой соломы,
который будет установлен на набережной,
напротив Гостиных дворов, в июне.
Открытие выставки
состоится 5 мая, накануне дня рождения
Виктора Панова, в 18:00 в Гостиных дворах. В 17:00 команда
проекта — люди театра, куратор и
представители «Точки дизайна» — проведут
пресс-показ для журналистов. Экспозиция
будет открыта всё лето, причём в мае
будет работать бесплатно.
Выставка открывается при поддержке министерства культуры региона, фонда поддержки национальной премии «Гражданская инициатива», акционерного общества «Финансовая корпорация Уралсиб» и Губернаторского центра Архангельской области.