Сегодня в Архангельской области проживает 64 человека, которым была проведена операция по пересадке органов. Пациенты получили новую печень, сердце, легкие и почки. Большинство операций были выполнены в федеральных центрах, но 19 из них — трансплантация почки, — сделаны руками архангельских врачей.
Два чуда и почка от бабушки
22-летнего Виталия Меньшикова прооперировали 20 сентября 2020 года в Первой городской больнице им. Е. Е. Волосевич, буквально в небольшой период затишья пандемии коронавируса. Его мама Юлия Владимировна считает это чудом, вторым в его жизни. Первое произошло, когда Виталию было 1,5 месяца. В то время семья жила в Шенкурске.
— Первый тревожный звонок был, когда месячный Виталий перестал набирать вес. Потом он начал сильно плакать, беспокоиться. Однажды пришла свекровь, чтобы посидеть с ним, в один момент переворачивает его, а он уже синий. Сразу же вызвали санавиацию и увезли в больницу в Архангельск. Помню, врач в реанимации мне сказал: «Сегодня все решится: либо туда, либо тут останется». Мы его в реанимации прямо крестили. Крестным стал врач-анестезиолог Юрий Викторович Суханов, который и вез Виталика в самолете до больницы. Он до сих пор с нами на связи. И случилось чудо — сын выжил, правда, почку было уже не спасти. Она отказала не сразу. Мы по три месяца с ним лежали в больнице, домой нас отпускали только на две недели. Очень помогала Наталья Владимировна Малышева, нефролог детской областной больницы, все с нами это время была. Но когда стало понятно, что неизвестно, сколько продержится вторая почка, мы сразу решили, что отдадим ему свои: и я, и свёкр, и свекровь, — рассказывает Юлия Владимировна.
Виталий признается, что не сразу решился на пересадку — было тревожно. Он попал на гемодиализ в 18 лет, через два года ему предложили операцию.
— Сложно было, пожалуй, не решиться, а найти донора. Это серьезный шаг, ведь важно, чтобы вы совпали с донором по медицинским показаниям. К счастью, моя семья была готова на всё, — рассказывает он.
Донором для Виталия стала его бабушка — Нина Владимировна. Мама Виталия рассказывает, что в детстве сын и бабушка были очень близки, а теперь вообще неразлучны.
— Виталий — мой первый внук. Переживала все, что не совпадем с ним по показаниям. Но все прошло хорошо. Мы с ним вместе и в операционной были, и в реанимации, и в палате потом. Меня буквально через две недели после операции из больницы выпустили. Ему, конечно, понадобилось больше времени на восстановление, но почка заработала сразу, — рассказывает Нина Владимировна.
8 июня 2023 года в правительстве Архангельской области Нине Владимировне Меньшиковой вручили почётный знак «Дарящему часть себя». Он вручается людям, которые стали донорами для своих близких. Таких в Архангельской области всего пять человек, три из них получили награду в 2018 году. Два, в числе которых и Нина Владимировна, в этом.
Почётный знак вручил директор Национального медицинского исследовательского центра трансплантологии имени академика В. И. Шумакова, главный внештатный специалист трансплантолог Минздрава России, профессор Сергей Готье. По его словам сегодня в России треть почек пересаживается от родственников. Но одна из задач, которая позволит увеличить количество трансплантаций, это организация системной трансплантационной программы посмертного донорства.
— Если в восточных странах, например, широко развивается прижизненное донорство, да ещё и платное, то для нашей страны задача другая. Наша задача — максимально обеспечить население таким высокотехнологичным видом медицинской помощи как трансплантация органов бесплатно. Сегодня по статистике Москва вышла на уровень западно-европейских стран по уровню операций с посмертным донорством. Так, в нашем центре мы выполняем 200 пересадок сердца в год, чего не делается нигде в мире. Многие областные больницы выполняют сразу три вида трансплантации: почки, печень и сердце. Например, Красноярская областная больница. Она от больницы Архангельска отличается исключительно организацией этого процесса, — сказал Сергей Готье.
Как раз для того, чтобы выстроить процесс развития трансплантационной программы в Архангельской области, Сергей Готье с коллегами и приехал в Архангельск. Два дня они работали на базе нескольких больниц, в том числе детской областной. По словам министра здравоохранения Архангельской области Александра Герштанского, если до детских операций по трансплантации в нашем регионе объективно далеко — их сегодня выполняют только в федеральных центрах, то пересадка печени и сердца — ближайшая перспектива.
— У нас в области сегодня проживает два ребенка с пересаженными органами, это две девочки из Коряжмы. Одной пересадил почку, которую пожертвовали родственники. Второй — печень от донора. Причём, во втором случае произошло буквально чудо: у ребенка развилась печеночная недостаточность, операция была необходима по экстренным показаниям, и все звезды так сошлись, что жизнь ребенка была спасена — буквально через день ей пересадили печень от донора. Сегодня дети наблюдаются и у нас в регионе, для этого есть все условия, — рассказывает он.
Деревья как символ жизни
Елене Семушиной с Шенкурского района операцию по пересадке почки сделали в 2006 году в федеральном центре. Она родилась с одной почкой. Правда, узнала об этом, когда уже была взрослой, а почка стала отказывать.
— В 90-е годы не было такой диагностики как сейчас. Мне ставили хронический пиелонефрит, блуждающую почку — это когда почка смещается из нормального положения. Но когда почка стала отказывать, выяснилось, что она у меня вообще от рождения одна. Сначала я попала на диализ, а потом мама предложила мне пересадить свою почку. Год я готовилась, потом мы приехали по квоте в Москву в центр имени Шумакова. Очень было страшно, потому что приехали туда пять родственных пар и только две пары совпали, в том числе и мы. Нас прооперировали быстро, мамина почка заработала у меня буквально на операционном столе. Поначалу после операции все анализы мы ездили сдавать в Санкт-Петербург, теперь все доступно в нашем регионе, — рассказывает она.
Сегодня Елена Семушина входит в областную «Нефро-лигу». Это общественная организация, которая объединяет пациентов с заболеваниями почек, в том числе с пересаженными органами, их родственников и врачей. Главная их задача — оказывать всестороннюю помощь: от поиска лекарств в аптеках до дружеской поддержки после трансплантации.
8 июня 2023 года Елена вместе с президентом областной «Нефро-лиги» Оксаной Сухаревой, врачами Первой городской больницы им. Е. Е. Волосевич и Сергеем Готье высадили деревья в рамках международной акции памяти доноров «Дерево жизни».
— Когда мы говорим о спасении жизни наших сограждан с помощь трансплантации органов, мы, конечно, отдаём дань памяти и говорим слова благодарности тем людям, которые спасли жизнь — это доноры органов. Эта акция — международная традиция, которая показывает благодарное отношение людей к этому процессу. В больницах, где выполняются операции по пересадке органов, открывают такие аллеи. Поэтому сегодня деревья мы высаживаем на территории Первой горбольницы, — сказал Сергей Готье.
Лечить дома
По словам главврача Первой городской больницы им. Е. Е. Волосович Сергея Красильникова, в 2017 году врачи совершили прорыв, открыв трансплантационную программу в регионе. Тогда Архангельская область стала 28 регионом в стране, где выполнялись подобные операции. И до сих пор на северо-западе операции по пересадке органов выполняются только в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и в Архангельске.
— Важно понимать, что любая программа трансплантации, исходя из мирового опыта, зиждется на жёсткой организации процесса. То есть кто-то должен это постоянно отслеживать и курировать. Когда этот процесс складывается, как пазл, тогда получает то, что мы хотим. А мы хотим максимальное обеспечение населения Архангельской области таким высокотехнологичным видом медицинской помощи как трансплантация органов. И прежде всего, трансплантация почки, потому что потребность в этой операции значительно превышает все остальное. Мы, как федеральный центр, можем к себе принимать пациентов с болезнями сердца, которым требуются пересадка, но всем больным, требующим пересадку почки, только за счет московских ресурсов не помочь. Поэтому целесообразно это делать здесь, в регионе, чтобы пациент ожидал трансплантацию у себя дома, а не на чужбине. Это гуманитарный, и практический, и экономический смысл этого процесса, — сказал Сергей Готье.
По словам Константина Зеленина, заведующего нефрологическим центром Первой горбольницы, главного внештатного нефролога министерства здравоохранения Архангельской области, сегодня в регионе на диализе находится около 500 человек, и каждый год это количество увеличивается. Большая проблема — удалённость места жительства пациентов от диализных центров, которые они вынуждены посещать 3 раза в неделю.
— Приезд наших коллег из центра Шумакова даст нам толчок для развития трансплантологии в регионе, мы должны удвоить и даже утроить наши нынешние объемы. Цель — 10 операций по пересадке почек в год. И эта программа минимум. Сегодня основная проблема — это дефицит донорских органов, которые необходимо рационально использовать, чтобы они не пропадали, а спасали человеческие жизни. Речь идет не только о почках, но и печени, и сердце. Поэтому первая задача — создание службы органного донорства во взаимодействии с медицинскими организациями региона. Это позволит нам начать выполнять операции по трансплантации, например, печени в ближайшее время. Я знаю, что в июне этого года поедет в центр Шумакова на обучение бригада врачей: хирург Борис Дуберман, реаниматологи и гастроэнтеролог, которые займутся формированием листа ожидания и внедрением трансплантации печени. И кардиологическая помощь у нас на высоком уровне, и в нашем регионе, и в нашей больнице в частности, уже многие проучены специалисты, осталось только приступить, — сказал Константин Зеленин.
По словам Александра Герштанского, в целом в обществе и в медицинском сообществе, в том числе, сложилась впечатление, что порой трансплантология может носить криминальный характер.
— Это не так. Трансплантология — это наше будущее, тот инструмент, который позволит нам облегчить жизнь десяткам тысяч людей во всей стране. И, безусловно, это крайне важно с точки зрения дальнейшего развития медицинской науки и техники. Поэтому те трансплантации, которые были выполнены в Архангельской области, это лишь небольшой вклад в общую систему трансплантологии, которая создана и благодаря лично академику Готье, и всему центру Шумакова. Благодаря помощи федерального центра, нашей совместной работе между медицинскими организациями, мы рассчитываем увеличить количество трансплантаций, помочь большему количеству людей. Мы находимся далеко от Москвы и Санкт-Петербурга, пациенты не всегда могут себе позволить проживать круглогодично в этих городах, ожидая очереди на операцию. Мы у себя можем сформировать свой поток пациентов для проведения трансплантации.
Ряд специалистов из областной клинической больницы и первой городской будут направлены на обучение в центр им. Шумакова, чтобы получить базовые знания и навыки по трансплантологии, также дополнительно определились со специалистами этих учреждений о совместной деятельности по направлению органного донорства в целях увеличения операций количества трансплантаций, — сказал Александр Герштанский.
Напомним, что к запуску операций по трансплантации печени врачи в Архангельской области были готовы еще в 2021 году. Эта договоренность была достигнута на заседании пленума правления Ассоциации гепатопанкреатобилиарных хирургов стран СНГ. Однако в дело вмешалось пандемия коронавируса и начало трансплантационной программы по печени пришлось отложить.
В этом году первую трансплантацию - пересадку почки, врачи выполнили в феврале. Про одну из первых пересадок почки в регионе в 2107 году рассказывала «Правда Севера». Тогда свою почку для родного брата отдала женщина из Коноши. О том, как подобные операции меняют жизнь людей, рассказывал телеканал «Регион 29» в выпуске программы «Анатомия клятвы».