В Архангельской области находятся около 150 железнодорожных переездов. Из них 1 переезд — с дорогой федерального значения, 67 — областного, остальные — местного и городского значения.

С 2012 года на железнодорожных переездах в Архангельской области произошло 47 ДТП (больше всех на СЖД). Пострадали 34 человека, из которых 12 погибли. Причем, все ДТП произошли из-за несоблюдения водителями автомобилей правил дорожного движения. 

Чаще всего автомобилисты не замечают грузовые поезда, на ДТП с которыми приходится 48%. На втором месте — одиночные локомотивы, маневровая и специальная техника (30%). На долю аварий с участием пассажирских поездов, к счастью, приходится 22%.

Самый аварийный месяц на железнодорожных переездах — март (16%). Немногим ему уступают февраль и январь (14% и 12% соответственно). Самым же спокойным месяцем является ноябрь — всего 3% ДТП. Относительно спокойными являются так же август и июль — по 4% каждый. В целом же самым спокойным временем года является лето, когда ДТП происходят почти в два раза реже, чем весной.

В 2023 году в области будет отремонтировано 16 переездов, из них на 11 переездах (Вага, Виледь, Котлас и др.) будет заменено асфальтовое покрытие, на шести — резинокордовый настил (Котлас, Северодвинск и др). Кроме этого, на переездах станция Плесецкая и перегон Коноша-I — Шихановский будут установлены звуковые системы предупреждения водителей о приближении к переезду.

Самое аварийный переезд области — на станции Емца (955 км). ДТП здесь произошли в 2012, 2013, 2016 и 2021, 2022 гг. Во всех случаях водители легковых автомобилей выезжали на переезд перед приближающимся грузовым поездом. В октябре прошлого года в результате нарушения правил проезда погиб водитель фургона.

На переезде на перегоне Архангельск-город — Жаровиха (7 км) с 2013 года произошло 4 ДТП (2 — в 2013, 1 –в 2014 и 1 — в 2016 гг.). Здесь же 23 октября 2013 года произошло одно из самых страшных ДТП: водитель «Нивы» не убедился в безопасности маневра, выехал на переезд и попал под локомотив. В результате пострадало четверо человек, трое из которых погибли.

На переезде на станции Урдома (1206 км) произошло три аварии — в 2013, 2016 и 2021 годах. В обоих случаях виновниками ДТП были водители легковушек, столкнувшиеся с пригородным и грузовыми поездами. Пострадал один человек.

Аналогичная ситуация на переезд на станции Шалакуша (859 км) — три ДТП в 2012, 2015 и 2021 годах. В двух случаях водители легковых автомобилей сталкивались с грузовыми составами, в последнем — с пассажирским. Этот инцидент закончился гибелью 17-летнего пассажира «десятки».

На переезде на перегоне Юрас — Жаровиха (17 км) ДТП произошли в 2015, 2017 и 2023 гг. В первом случае легковой автомобиль столкнулся с пассажирским поездом, во втором — с одиночным локомотивом, в третьем — с грузовым поездом. Пострадал один человек.

Самое массовое ДТП произошло на переезд на станции Глазаниха (271 км) 6 июня 2015 года. Компания молодых людей на «Жигулях» выехала на переезд и врезалась в грузовой поезд. Все шестеро пассажиров получили различные травмы, один человек погиб.

На переезд на перегоне Лайская-Северодвинск (39 км) ДТП произошли в 2012, 2015 и 2022 годах. В 2015 году водитель внедорожника не убедился в безопасности маневра и столкнулся с пригородным поездом. В результате пострадали 3 человека, один из которых погиб.

На переезд на станции Вандыш (749 км) 24 июня 2017 года УАЗ столкнулся на переезде с грузовым поездом. Погибли 2 человека.

Кстати, водитель легковушки, совершивший ДТП на переезде Макарово — Блок-пост в декабре 2022 года, признан виновным и лишен прав на 3 месяца.

Нарушителям также грозит и штраф в 5 тысяч рублей, если выехали на ж/д пути в необорудованном для этого месте, попытались пересечь железную дорогу при закрытом или закрывающемся шлагбауме или при запрещающем сигнале светофора.

Европейский Союз и ООН объявили 15 июня этого года Международным днем привлечения внимания к железнодорожным переездам. Напоминаем правила пересечения жд-переездов:

— если горит запрещающий сигнал светофора или опущен шлагбаум, заезжать на переезд строго запрещено;

— убедитесь, что нет приближающегося поезда;

— ни в коем случае не заезжайте на переезд, если там уже образовался затор;

— пересекайте пути под прямым углом, без рывков, плавно;

— если машина застряла на путях, немедленно покиньте ее и постарайтесь подать знак машинисту любым возможным способом.

Отметим, что тормозной путь поезда намного длиннее автомобильного. Даже применив экстренное торможение, машинист грузового поезда оставит состав минимум через 800 метров.