Вот и подошёл к своему завершению XXIX Фестиваль уличных театров, позади десятки выступлений коллективов из разных уголков России. Завершились показы в День города постановкой театра из Санкт-Петербурга «Дерево» — «Евангелие от Иеронима». С финальным словом в конце фестиваля выступил руководитель Молодёжного театра Виктор Панов.
— У меня для вас не очень радостная весть — фестиваль заканчивается. Показано пятьдесят с лишним спектаклей, у нас работало огромное количество театров. Я должен поблагодарить всех вас за такое массовое посещение спектаклей. А сейчас выступит Антон Адасинский — загляните, пожалуйста, в энциклопедию, это без преувеличения — мировой лидер театра, сценарист, режиссёр и артист. Он не впервые выступает у нас в Архангельске. Его история такова, что много лет назад он вместе с Вячеславом Полуниным организовывали театр «Лицедеи», который до сих пор продолжает свою работу. И я считаю, что в следующем году мы увидим с вами спектакль, в котором примут участие Антон Адасинский и Вячеслав Полунин, и другие лидеры мирового театрального искусства, — представил выступающих на закрытии Фестиваля уличных театров Виктор Панов.
Танцевально-пластическая постановка «Евангелие от Иеронима» по мотивам картин Иеронима Босха была сыграна на городском пляже в районе библиотеки имени Добролюбова. Это спектакль о месте человека в большом мире, их взаимодействии и поиске истины, в постоянно меняющихся реалиях, где «всё повторяется по кругу». Актёры исполняли сложные пластические и танцевальные трюки, находились в постоянном процессе преображения, изменения, развивались и трансформировались от простых форм к всё более сложным, буквально проходили путь, с которым никому не по силам справится в одиночку.
В
спектакле по максимуму использовались
особенности сцены — городского пляжа.
Актёры «обливались» песком как водой,
выкапывали из под «сцены» реквизит и
элементы костюмов, и всё
это под бой бочек-барабанов, который
отбивал сам руководитель театра «Дерево»
Антон Адасинский. Ну, а так как «сцена»
находилась на открытом пространстве,
а не в закрытом помещении, участники
спектакля буквально жгли и отжигали! В
спектакле сжигались декорации, для этих
целей использовался настоящий огнемёт
и керосин, а участницы фаер-шоу синхронно размахивали огненными веерами, демонстрируя завораживающую
силу стихии огня.
Так как действие разворачивалось
на пляже, то не обошлось без использования
в театральных целях и другой стихии —
воды. Река стала ещё одним местом
действия, где один из главных героев находит своё очищение, уходя
в закатную дорожку на глади Северной
Двины, после чего
возвращается к зрителям преображённым,
новым, очищенным от скверны старого, сгоревшего по ходу спектакля мира.
Теперь осталось только
привести всё в порядок —
полить растущие прямо из песка берёзы,
подмести застилающий пляж от пепла и начать
строительство «нового мира» с самого
начала.
Спектакль богат на отсылки к произведениям Андрея Тарковского, Иеронима Босха, Эрнеста Хемингуэя и многих других деятелей культуры всех времён и народов. Он будто бы задаёт зрителям вопросы: «Кто мы?», «Куда мы движемся?». Мало сказать, что зрители были в восторге, долгие аплодисменты сопровождались криками «Браво!», а закончилось действие песне группы «Аквариум» «Искусство быть смирным».
Многие
зрители пришли на спектакль со своими
детьми, исключением не стала Анна
Полюдовкина, которая рассказала о своих впечатлениях от Фестиваля уличных
театров.
— Мы были на многих
выступлениях в этом году. Как всегда —
все молодцы, очень здорово, что в нашем
городе организуют такие мероприятия.
Помимо закрытия, мы были на
выступлении цирковых артистов, ходили
на представления в детском парке. Больше
всего меня в Фестивале поразил спектакль
театра «Дерево» на закрытии праздника,
— сказала Анна Полюдовкина.
Свой
комментарий по окончанию праздника дал руководитель
Молодёжного театра, основатель
Международного фестиваля уличных
театров Виктор Петрович Панов.
— Сегодня уже можно подвести итоги. Это
был двадцать девятый Фестиваль, но вот
что-то происходит с народом — такого
количества зрителей
мы не видели раньше
ни на одном фестивале! Это говорит о
том, что уже четвертое поколение выросло
на этом событии,
внуки тех людей, которые ходили на первые
показы — город живёт Фестивалем, вот
они зрители! Я очень доволен. Около
пятидесяти спектаклей было сыграно на
четырнадцати площадках, множество
замечательных коллективов посетили Архангельск. Особенно
поразило выступление театра «Дерево»
— это философский, пластический спектакль
и наши архангельские люди воспринимают
его! А там ведь и Босх, и Тарковский, все
узнают эти символы, эти отсылки. Особенно
впечатлило,
когда поливали засыхающее дерево —
этот символ надежды на жизнь. Я очень
доволен прошедшим Фестивалем, — сказал Виктор Панов.
Рассказал
художественный руководитель Молодёжного
театра и некоторые детали грядущего XXX
Фестиваля, который
состоится уже в следующем году.
— Не хотелось бы сильно открывать планы на следующий год,
но скажу так: есть Антон Адасинский,
есть Вячеслав Полунин, Максим Диденко,
Паша Семченко,
Михаил Шемякин
— великие театральные
деятели мирового уровня.
Уже в сентябре мы начнём
узнавать кто из них хочет принять участие в
нашем масштабном проекте
для юбилейного Фестиваля,
а хотят буквально все, — улыбаясь
рассказывает Виктор Петрович. — В сентябре
мы выясним состав участников
и начнём репетировать,
скорее всего в онлайн-формате. Хотелось
бы вернуться к традициям
первых
Фестивалей,
к ночной программе, которую как мы помним
устраивал Владимир Резицкий, наш
известный
архангельский саксофонист. Для
всех приезжих коллективов тогда это
было большим шоком,
каждому театру было дано задание сыграть ночью
какое-то представление, небольшой
«капустник» — это было уникальное
зрелище. Сцена большого
юбилейного спектакля, скорее всего, будет находится
в воде, Михаил Шемякин продумает всё
так, чтобы мы работали и с фейерверками, и с брызгами, а прочие секреты я пока
рассказывать не буду, — поделился Виктор Панов.
Руководитель Молодёжного театра выразил надежду, что ХХХ
Фестиваль уличных театров состоится, в
том числе и в Северодвинске, как это
бывало раньше, что площадки появятся в Соломбале, и может быть даже на
Кегострове.
— Если мы вернёмся к
подобному формату, то будет просто
замечательно, вот к чему стоит стремиться
и я надеюсь что у нас получится, — заключил
Виктор Петрович.
Напомним,
что с 2022 года впервые за долгое время
программа Фестиваля уличных театров
вновь охватывает главный праздник
Архангельска — День города, о масштабном
праздновании которого мы рассказывали
в своих материалах.
Фестиваль проходит при поддержке гранта Президентского фонда культурный инициатив.