Около трех лет назад пациент Н. двукратно оперировался в онкодиспансере по поводу злокачественного новообразования лица. Жизнь его была тогда спасена ценой удаления околоушной железы и тех тканей, откуда злокачественная опухоль могла продолжить свой рост. Больной потерял тогда часть мускулатуры лица, были повреждены ветви лицевого нерва и у пациента развился паралич мимической мускулатуры. К 2023 году у пациента перестал работать угол рта, отвисла щека, возникли проблемы с приемом пищи, речью.
— Простыми путями помочь пациенту не представлялось возможным. Восстановление лицевого нерва не привело бы к результату, потому что вместе с лицевыми нервами у пациента отсутствовала и часть мускулатуры лица, — рассказывает врач-нейрохирург Архангельской областной больницы Игорь Корняков.
По словам челюстно-лицевого хирурга больницы Алины Гаражун, за прошедшие годы мускулатура лица пациента успела атрофироваться, поэтому просто пересаживать нервы не было смысла, мышца уже превратилась в соединительную ткань и не смогла бы выполнять присущие ей функции. Для улучшения жизни пациента в данной ситуации требовалась смена оперативной тактики. Перед докторами стояла задача сформировать новую мускулатуру лица для восстановления нормальной мимической активности больного. При операции были задействованы челюстно-лицевые и сердечно-сосудистые хирурги, врач-нейрохирург. Как рассказали в пресс-службе областной больницы, Весь ход операции сопровождался профессором, челюстно-лицевым хирургом Александром Минкиным.
Мышечный лоскут с бедра, выделенный вместе с сосудами и нервной веткой, командой врачей был пересажен в область лица. Стоит отметить, что мышца, взятая с бедра, минимально функционально значима для походки пациента. В процессе операции каждый врач выполнял свою кропотливую работу, от которой зависит результат.
Со стороны челюстно-лицевого хирурга прошла работа по восстановлению всей мимической мускулатуры, сопоставлению мышц, чтобы улыбка пациента в последующем была максимально симметричной и не возникло проблем с глотанием воды и приемом пищи.
— Как челюстно-лицевой хирург я подготавливала лицо, — рассказывает Алина Гаражун, — я находила и выделяла жевательный нерв, который не был ранее удален, для альтернативной иннервации перенесенной мышцы. Далее нейрохирург выполнил микрохирургический шов между жевательным нервом и нервной веткой перенесенной мышцы.
— В ходе операции выделялся конкретный нерв, который шел к конкретной мышце. Это как поиск иголки в стоге сена, поскольку эта процедура достаточно непростая — работа с мелкими элементами диаметром 1-2 миллиметра. Далее был выполнен шов этого нерва с жевательным. Пока свободного движения перенесенной мышцы нет, поскольку нерв прорастает не сразу, однако операция прошла достаточно штатно, — уточнил нейрохирург Игорь Корняков.
Сердечно сосудистым хирургом Еленой Малковой был наложен сосудистый анастомоз с артериями и венами лица – пришивались сосуды к сосудам.
— Для полноценного функционирования пересаженного мышечного лоскута требуется формирование как минимум двух сосудистых анастомозов — между артерий и веной, не только для того, чтобы сама мышца адекватно кровоснабжалась, но и концы сшитого нерва могли прорасти друг в друга. Совместно с Малковой Еленой Алексеевной мы нашли сосуды подходящего диаметра (около 2,5-3 мм) и выполнили данные анастомозы, — прокомментировал заведующий центром сердечно-сосудистой хирургии Андрей Совершаев.
Как отметила Алина Гаражун, на сегодняшний день проблемы с речью и питанием у пациента еще остаются. Но мышца живая, анастомоз сосудистый работает — это значит, что проходимость сосудов в норме. Восстановление нерва процесс непростой. Нерв растет очень медленно — 1 мм в день, поэтому оценить эффективность операции можно через полгода, когда появятся первые самостоятельные сокращения пересаженного лоскута. Клинический результат будет виден в течение года, когда нерв полностью приживется и лицо будет сокращаться по воле самого пациента.
Операция по восстановлению лица, потребовавшая включения трех бригад, уникальна, ведь не много клиник в России выполняют подобные вмешательства.