Более 100 лет назад на острове был создан первый концентрационный лагерь в России. В этих стенах бок о бок с товарищами по несчастью, ютился прадед новодвинца Игоря Палкина Николай Семёнович Палкин вместе с младшим братомПавлом. Они были сосланы сюда за вооружённое восстание против власти, будучи мобилизованными в белогвардейские войска, они отказались воевать против своих и подняли восстание. Выжив в лагере, они попали в заложники к англичанам.
Игорь, потомок Николая Семёновича Палкина, пришел на остров вместе со своим сыном в рамках мемориального десанта «Территория памяти». Владимир Палкин, сын Игоря, прочувствовал тоску, но также испытывает гордость за свою страну.
В бараке, рассчитанном на 100 человек, содержалось до 350 узников. Условия были ужасные: болезни, холод и каторжный труд.
Алексей Сухановский, командир мемориально-исследовательской команды «Штык решает», рассказывает о приказах начальника лагеря, которые определяли судьбу узников. Кроме этого, узники периодически переводились в карцер, где проводили по крайней мере 10 дней в полной темноте и без тепла, получая в пищу всего две маленькие галеты и питьевую холодную воду. Сейчас на острове реконструируется один из таких карцеров с целью передать живую картину ужасных дней лагеря.
Олег Русинов, министр образования Архангельской области, отмечает, что узники концлагеря были простыми людьми из деревень, у которых не было ярко выраженных политических убеждений. Они были гражданами России и оказались в страшных условиях на острове Мудьюг.
Историко-культурное общество АНО «Победа» в лице его руководителя, Игоря Слободянюка, планирует создать на острове не просто концлагерь, а насытить его фигурами, реалистично передающими облик тех, кто находился здесь. Они планируют создать на острове живую картину лагеря с персонажами, сценами расстрела, побега и тяжелой работы.