19 сентября в Архангельских Гостиных дворах презентовали обновлённую храмовую икону XVIII века «Собор Святого Архистратига Михаила». Икона принадлежала главному храму Михайло-Архангельского монастыря Архангельска, ставшего начальной точкой роста Архангельска и от которого город получил своё название.
Торжественное мероприятие, посвящённое возвращению иконы из реставрации, открыла Архангельская любительская хоровая капелла имени Владимира Максимкова. Были исполнены церковные и классические вокальные произведения, после чего перед зрителями выступила директор Архангельского краеведческого музея Александра Богданова.
— Для нас это очень важное событие — возвращение из реставрации одной из главных святынь из коллекции Архангельского краеведческого музея иконы «Собор Архангела Михаила». Вернулся хранитель города Архангельска. Это очень значимо, ведь уже в следующем году Архангельск отмечает своё 440-летие. Мы надеемся, что икона займёт достойное место в будущей экспозиции посвящённой истории города, — сказала Александра Богданова.
После перед собравшимися выступила доктор искусствоведения, заведующая отделом древнерусского искусства ГМО «Художественная культура Русского Севера», заслуженный работник культуры РФ Татьяна Кольцова. Она рассказала об особенностях отображения Архангела Михаила в иконописи Русского Севера и Архангельска, а также провела углублённый ликбез по истории отреставрированной иконы.
Создателем иконы был иконописец Кирилл Ивановский — это удалось установить благодаря едва заметной подписи на нижней части иконы. Этот факт очень помог при последующей реставрации иконы в ВХНРЦ им. Грабаря в Москве, куда икона была отправлена в октябре 2022 года.
Реставраторы, несмотря на трудности при восстановлении, смогли воспроизвести первоначальный облик иконы, опираясь на другие сохранившиеся работы автора. В ходе реставрации изменились отдельные элементы, так, например, небо стало из желтоватого — ярко синим, была восстановлена потемневшая олифа, икона стала заметно ярче и приняла торжественный вид.
— Автор иконы Кирилл Ивановский воспринял традиции искусства Нового времени и воплотил их в северном церковном искусстве. Живопись дошла до нас под слоем поновлений ХIХ века. К счастью, у нас были образцы работ Кирилла Ивановского, которые хранятся в Музее изобразительного искусства. Мы отправили эти работы нашим коллегам в Москву, показали образцы его творчества. Больше всего, после реставрации, людей восторгает совершенно необычный, открывшийся синий фон, яркий, насыщенный, который был обнаружен в ходе реставрационного раскрытия, — поделилась Татьяна Кольцова.
Икона являлась составной частью иконостаса Михайло-Архангельского монастыря, уничтоженного большевиками в начале 1930-х годов ХХ века. В первоначальном варианте она включала в себя множество серебряных элементов ручной работы: нимбы ангелов, флаг Архангела Михаила, оклад — всё это тщательно полировалось и в первоначальном виде буквально «сияло» в церковном свете.
Скульптуры, окружавшие иконостас, по словам Татьяны Кольцовой, создавались моряками Архангельского порта, во все времена славившимися навыками ручной обработки дерева.
В будущем научный сотрудник не исключает обнаружение и других реликвий Михайло-Архангельского монастыря в хранилищах краеведческого музея.
Завершилось торжественное мероприятие выступлением артистов Государственного академического Северного русского народного хора.