Джамбулат Багов родом из маленького городка Баксан, что расположен в Кабардино-Балкарии, на 18 километров севернее Нальчика. О себе молодой человек говорит с гордостью: «Я кабардинец, выходец одного из крупнейших черкесских племен». Характер у него по-кавказски прямой, на первый взгляд даже слегка грубый. Однако внутри это очень чуткий и образованный человек, у которого найдутся истории обо всём.
Баксан — город небогатый, хотя, как говорит Джамбулат, главное богатство поселения в его жителях, которые хоть и уезжают из Кабардино-Балкарии, но очень любят свою родину и стремятся вернуться обратно, чтобы вложить заработанные деньги в родной уголок. В Архангельске актёр увидел обратную тенденцию, и его это поразило.
— В Архангельске люди уезжают и не возвращаются, а у нас наоборот, уезжают, возвращаются и делают свой город крутым. В настоящий момент дороги там лучше, чем в Архангельске, хотя раньше тоже ужасные были. Газ в Баксан провели только в начале нулевых годов. Если надвигалась гроза, то везде отключался свет, а вместе с ним и вода. Вода в Баксане, наверное, в единственном городе России, идёт по строгому расписанию. Она есть только с утра до обеда и вечером, а в остальное время нет ни горячей, ни холодной. Воду экономят, она чистая, родниковая, лёгкая, но есть свои особенности. В Архангельске вода из-под крана идёт круглосуточно, но именно здесь у меня начались проблемы с кожей, не могу к ней никак привыкнуть, — поделился Джамбулат.
Семья Джамбулата желание сына стать актёром восприняла спокойно. Его мама в 18 лет поступила в МХАТ, но её не отпустили родители, так как в их представлении девочка не должна жить в крупном городе одна. Отец Джамбулата в молодости также поступил в один из архитектурных институтов Москвы, но уже дедушка Джамбулата не отпустил его в столицу, заявив, что единственный сын должен остаться в семье. Возможно, именно эти факты послужили на пользу Джамбулату, в конечном итоге его идея стать актёром увенчалась успехом.
— Папа, конечно, не горел этой идеей, но отнёсся к ней нейтрально. Это сейчас он начал активно поддерживать, а раньше говорил: «Это же — собачья профессия. Какую профессию ты выбрал?!», — улыбаясь, рассказывает Джамбулат. — Актёром быть сложно, отец считал, что самые востребованные актёры, если сразу после института не достигали больших высот, как молодой Абдулов или другие советские актёры, то потом им стать знаменитыми было сложно. Это действительно долгий путь. А жизнь ведь идёт. Отец переживает, что я в итоге останусь ни с чем, — поделился Джамбулат.
Отец актёра был единственным человеком, недовольным переездом сына в Архангельск, что объяснял довольно просто: «Если ты ставишь перед собой большие цели, например, сниматься и жить в Москве, то нужно сразу к этому стремиться — остаться в Москве, а не ехать на Север». Сам Джамбулат с этим согласен частично, так как своей главной проблемой видит собственный горячий характер, который сам называет «плохим».
Под «плохим характером» Джамбулат подразумевает, в первую очередь, свою чрезмерную прямоту при общении с людьми. На Севере и в Центральной России так говорить не принято, как и обращаться ко всем на «ты». Иногда подобная манера общения становится причиной конфликтов, хотя на родине Джамбулата это обычный тон для разговора.
— Работать в Архангельске, в целом, нормально. У меня характер плохой. Когда я пришёл в Архдраму, мой однокурсник просил вести себя не так, как обычно. Всё дело в том, что люди здесь привыкли говорить спокойно, не резко. А у нас практически все разговаривают так «грубо», у нас язык такой. Например, у нас в языке нет уважительного «вы», у нас к старшим на «ты» обращаются. Чтобы проявить уважение, мы используем поступки по отношению к старшим, а речь строится как по отношению к ровеснику. У нас, кабардинцев, даже есть неписаный свод правил, своего рода бусидо, как у японских самураев, он называется хабзэ, — рассказал Джамбулат.
Главное отличие кавказцев от северян Джамбулат видит в необъяснимом страхе озвучивать проблемы и мысли прямо в лицо друг другу. Такой страх, он считает, дурным тоном, к тому же, это часто только усугубляет проблемы.
— Это мне не понятно. Я с Кавказа, у нас нет такого, что люди боятся прямо сказать, что тебе что-то не нравится. Я, правда, на физическом уровне этого не понимаю. Родители пытались объяснить, но они это понимают в силу возраста, а я вот не могу никак «просто промолчать». Даже в театре многие люди часто боятся проговаривать проблемы. Я их спрашиваю: «Чего вы боитесь? Вас ведь не съедят». Это же нормально, лучше, чем потом за спиной ходить и жаловаться. Правильнее прямо в лицо сразу сказать — человек тебя наоборот больше уважать будет, — отметил актёр.
Обывателю может показаться, что Кавказ — это очень театральный край. Все знают про красивые традиционные костюмы, обычаи, танцы и народные песни. Однако самого театра как такового у многих народов Кавказа нет, если не считать несколько исключений.
— У нас любят народные традиции, есть крутые народные ансамбли танцевальные. С точки зрения культуры у нас всё неплохо, но театр изначально не входил в наш культурный код — его в нынешнем виде просто не было, не было такого, чтобы у нас показывали представления на сцене. Были языческие праздники, похожие на театр, но это другое. Сейчас театр на Кавказе хорошо развит в Осетии. Зато у нас очень круто кино снимают и много отличных музыкантов. Например, режиссёр и сценарист Кантемир Балагов, бравший два раза приз Каннского кинофестиваля, родом из Кабардино-Балкарии (прим. ред. — автор фильмов «Дылда», «Теснота»), Кира Коваленко, также отмеченная на Каннском кинофестивале. У нас на Кавказе очень много талантливых людей, но они в «зашоре». Взрослое поколение не помогает развиваться творчески, никто не понимает и не верит в искусство. Для них это несерьёзно. Для них правильнее быть, допустим, юристом, — рассказал Джамбулат.
По его словам, много изменилось, когда в местных ребят поверил Александр Сокуров. После появления именитого режиссера и поддержки с его стороны молодые кабардинские режиссеры начали создавать захватывающие и самобытные картины, привлекающие внимание зрителей по всему миру. Главной проблемой на родине Джамбулат считает именно нехватку веры в талантливых, творческих молодых людей, и не только со стороны старшего поколения, но и со стороны государства.
Сам Джамбулат также имеет опыт съёмок в кино, например, в сериалах «Стая» и «Тембот». Любопытно было обсудить с ним стереотипы о кавказцах в отечественном кино.
— Перед одним из кастингов на роль в фильме про конфликт на Кавказе, я посмотрел картину Алексея Балабанова «Война» 2002 года. Чеченцы в этом фильме говорят совершенно неестественно и даже глупо. Настоящий чеченец так никогда не станет кричать, и ругаться не будет, там есть свой говор. Крутые кавказцы, и особенно чеченцы, вселяют страх, когда разговаривают спокойным тихим голосом, а те, кто орут — их бояться не стоит. Реально стоит бояться тех, которые молчат и редко разговаривают. Поэтому, если вы хотите снимать достоверно — берите актёра чеченца или дагестанца, чтобы всё выглядело естественно, — подметил актёр.
Продолжая разговор про театр, Джамбулат рассказал о своих впечатлениях о роли Азазелло в новом спектакле «Мастер и Маргарита» Архангельского театра драмы. Многим зрителям, судя по отзывам, понравилось исполнение демона из свиты Воланда, хотя сам актёр несколько недоумевает, что выбор режиссера постановки остановился именно на нём.
— Мне кажется, что это не моя роль. Азазелло по описанию, даже визуально: это рыжий, маленького роста, широкоплечий «кабанчик», к тому же некрасивый. Я все-таки считаю себя красивым, — смеясь, отметил Джамбулат. — Почему-то многие считают, что если актер кавказец, то он обязательно хулиган, злодей или другой стереотипный плохой персонаж. Почему именно Азазелло? Почему не может быть кавказского Воланда? Он же иностранец, обыграть можно было по-разному. Я уже наигрался в злодеев. Раньше я сам такие роли подбирал, да и по жизни я хулиган, но я могу играть разных персонажей, и злодеев, и героев, раскрываться с разных сторон. А ходить по сцене, хрипеть голосом и ругаться я и так умею, мне кажется, это все знают. В «Мастере и Маргарите» я бы, например, с радостью попробовал сыграть Иешуа, Коровьева или Бегемота, вот это было бы интересным вызовом, — с увлечением констатировал Джамбулат.
Даже роль Азазелло, по мнению Джамбулата, можно было бы сыграть гораздо лучше, однако на это просто не хватило времени и репетиций. Также его сильно расстроило, что его герой в конечном итоге не забирает Мастера и Маргариту на небо, облачённый в серебряные латы, как это было в первоисточнике — в спектакле эту сцену не включили.
— Хочется, чтобы нас выдвигали на престижные награды, чтобы были стимулы мощно работать. В «щуке» если я делал десятиминутный отрывок для самостоятельного показа, то я начинал подготавливать материал минимум два месяца до репетиций, чтобы вычитывать текст, а не учить его дома, как мы это делаем здесь. Для меня это новое. Важно проговаривать текст с партнёром, видеть причинно-следственную связь, – рассказывает он.
В новогоднюю компанию Архангельский театр драмы будет показывать премьеру — спектакль «Волшебная лампа Аладдина». Казалось бы — это лучший момент, для Джамбулата чтобы сыграть главную роль в восточной сказке, но даже тут не обошлось без неожиданных поворотов.
— Я выбил себе роль, — смеясь, продолжил Джамбулат. — В театре есть достаточно молодой, красивый парень с Кавказа, к тому же единственный. Он хорошо двигается, поёт, прыгает. Поёт правда не так хорошо, как прыгает, но танцы и пластика это спокойно перевешивают. Как-то Андрей Николаевич (прим.ред. — главный режиссер театра Андрей Тимошенко) подходит ко мне и говорит: «Джамбулат, я придумал тебе роль. Я буду ставить „Волшебную лампу Аладдина“». Я уже подумал, мол: «Наконец-то, главная роль — это же логично». И Андрей Николаевич говорит: «Я придумал, кого ты будешь играть». Тут я понял, что что-то пошло не туда и играть я буду не Аладдина. А он и говорит: «Будешь играть Джинна». Ну почему? Неужели, если я по жизни грубый и скуп на нежность, то значит и Аладдина сыграть не смогу? Ну, я не выдержал, и сказал: «Почему не Аладдина?». Режиссер развернулся, ушёл. А на следующий день мне сказали, что я всё-таки играю Аладдина, — заключил актёр.
Зрители в Архангельске, по словам Джамбулата, люди очень театральные, залы всегда заполнены, но чувствуется в северянах какая-то зажатость «будто бы им холодно».
— Порой ты душу рвёшь на сцене, стараешься, а они — ноль эмоций. Отдайте мне что-нибудь! Я же вам отдаю. Похлопайте, покричите! В Москве с этим дела обстоят гораздо лучше, зрители там как-то более открыто выражают эмоции. Однако, радуют полные залы, на совершенно любой спектакль, в Архдраме с этим проблем нет. И это здорово — театр даёт людям пищу для ума, для размышлений, — рассказал артист.
Случались смешные казусы и с юными зрителями архангельского театра. Например, в прошлом году, на премьере спектакля «Спящая царевна» Джамбулат решил отпустить бороду, а играл он, к слову, и без того страшного ассасина-убийцу. Эти два факта сложились таким образом, что актёра начали бояться дети, после спектакля ему почему-то не дарили цветы и подарки, перестали подходить фотографироваться, как все это делали с другими артистами. К счастью, кто-то вовремя посоветовал ему просто побриться и уже на следующий день его буквально заваливали цветами и подарками, хвалили сложные акробатические трюки.
На вопрос, не скучает ли актёр по родному дому, Джамбулат ответил утвердительно. За всё время жизни в Архангельске он не встретил ни одного кабардинца.
— Очень скучаю. Вчера буквально увидел нашу народную еду в интернете, а после гуглил, чтобы найти какого-нибудь кабардинца в Архангельске или даже семью, чтобы прийти к ним в гости и сказать: «Пожалуйста, накормите меня кабардинской едой!». Чтобы на родном языке поговорить с кем-то вживую, а не по телефону. Одному жить в Архангельске нелегко, порой думаешь: «Может, бросить это всё и уехать домой?». Возраст подгоняет, жениться надо бы, завести семью. Может, и правда лучше вернуться на Кавказ? — спрашивает полушутя и с улыбкой Джамбулат. — Недавно друг звал меня в Корею, а я ему сказал, что придумал идею получше: пойти работать пастухом, и чтобы всё было как у Пауло Коэльо в «Алхимике» — золото было там, где всё начиналось.
После паузы Джамбулат добавил.
— Может счастье в этом: когда ты можешь с отцом поговорить, с матерью, когда вокруг друзья. У меня как-то была ситуация. Мой друг делает окна на Кавказе, а папа захотел окна поменять. И они стояли с моим другом и спорили. Папа говорил: «Я не буду у тебя скидку брать», а друг ему отвечал: «А для кого, если не для отца своего друга делать скидку?». Папа наоборот хотел, чтобы друг денег заработал. Они очень долго стояли и спорили, а я стоял рядом и думал: «Вот оно счастье — вот оно!»