На международной конференции по искусственному интеллекту AI Journey разработчики Сбера анонсировали новую версию сервиса GigaChat, в основе которого лежит одна из наиболее продвинутых моделей для русского языка с 29 миллиардами параметров. В числе первых доступ к API новинки вскоре получат бизнес-клиенты Сбера — для реализации собственных решений, а также участники академического сообщества — для проведения исследований.
Благодаря новой LLM, GigaChat лучше следует инструкциям и может выполнять более сложные задания: значительно улучшилось качество суммаризации, рерайтинга и редактирования текстов, ответов на различные вопросы. Команда сравнила ответы новой и предыдущей моделей и зафиксировала общее повышение качества на 23%. При этом с фактологией анонсированная модель справляется на 25% лучше предыдущей версии.
Для достижения таких результатов было проведено множество экспериментов по улучшению модели и повышению эффективности её обучения. В частности, использовался фреймворк для обучения больших языковых моделей с возможностью шардирования весов нейросети по видеокартам, что позволило сократить потребление памяти на них.
По результатам внутренней оценки в бенчмарке MMLU (Massive Multitask Language Understanding) модель новой версии GigaChat с 29 млрд параметров превосходит самый популярный открытый аналог LLaMA 2 34B.
Андрей Белевцев, старший вице-президент, СТО, руководитель блока «Технологии» Сбербанка:
«Обучение моделей, лежащих в основе GigaChat, — это масштабный и сложный вычислительный проект, прежде мы не делали ничего подобного. Суммарное количество вычислительных операций почти в 6 раз превысило количество операций при обучении модели ruGPT-3 с 13 млрд параметров в 2021 году. Также специально для GigaChat мы собрали и развиваем уникальный датасет, над которым работают сотни сотрудников Сбера, помогая развивать и улучшать качество ответов в самых разных доменах. Благодаря этим усилиям пользователи с каждым новым релизом GigaChat получают максимум от сервиса для решения своих задач».