14 декабря в актовом зале главного корпуса Северного Арктического федерального университета стартовал двухдневный форум «Арктические проекты — сегодня и завтра». На форуме собрались представители бизнеса, науки и правительства регионов Арктической зоны Российской Федерации, чтобы обменяться идеями и найти своё место для участия в перспективных проектах.

Виктор ИконниковВиктор Иконников

— Это очень важная площадка, мы её всячески поддерживаем. Буквально в понедельник президент проводил в Архангельске совещание по развитию опорных населенных пунктов и ещё раз подчеркнул, что Арктика — это национальный приоритет. Большее внимание было уделено человеку, кадрам, инструментам, которые в последние годы внедряются, как, например, единая президентская субсидия и Арктическая ипотека. Сегодня этим вопросам уделяется очень большое внимание. Мы активно работаем над мастер-планом, документом, который будет разработан до середины следующего года и будет включать в себя не только набор социальной и инженерной инфраструктуры, но ещё и те векторы развития, которые мы для себя видим по конкретной территории, — сказал Виктор Иконников. 

Виктор Михайлович также отметил, что основой мастер-плана станут три ключевых направления: судостроение и судоремонт, все, что связано с логистикой и Архангельским транспортным узлом, а также наука и образование. По итогу реализации всех этих планов Архангельск и Поморье станут ядром в вопросе освоения Арктики и Северного морского пути.

Также Виктор Иконников рассказал об амбициозных планах создать полномасштабный торговый маршрут «Архангельск-Китай». Он подчеркнул, что первые контейнеровозы уже совершили проводки по Севморпути в этом году, в следующем году их число планируется увеличить до 6-8 судозаходов в месяц. Для этих целей будут возводиться контейнерные терминалы Архангельского глубоководного порта, более того, в рамках федеральных проектов развития на это уже выделены существенные средства.

Среди преимуществ северного порта перед Санкт-Петербургом Виктор Иконников выделил географическую близость Китая, если рассматривать маршруты Севморпути, а также специфику глубоководного порта Архангельска, которая позволяет принимать грузовые суда с максимальной вместимостью до 5000 контейнеров. Порт Санкт-Петербурга уступает Архангельску в этом вопросе более чем в два раза.

Ещё одним существенным преимуществом Архангельска на маршрутах Севморпути является наличие ремонтной базы для всех видов судов и кораблей. Виктор Иконников подчеркнул, что Архангельская область продолжит наращивать производственные возможности в данном направлении, так как уже сейчас судоремонтные предприятия имеют огромный спрос. Объёмы выполненных ремонтных работ в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли в 1,8 раза. Уже завтра, 14 декабря, Виктор Иконников анонсировал подписание договора о строительстве нового дока на «Красной Кузнице».

Максим Данькин (на экране)Максим Данькин (на экране)

— Архангельск на сегодняшний день, помимо того, что это сегодня крупнейший город Арктической зоны Российской Федерации, это один из лидеров по многим направлениям в части социально-экономического развития. Это доказывается и тем вниманием, которое оказывает федеральный центр этой территории. Мы видим большую активность со стороны региона и инициаторов инвестиционных проектов, представителей науки. Арктическая зона Российской Федерации — это почти 5 миллионов квадратных километров, 30% площади Российской Федерации. В неё входит девять регионов, в которых проживают порядка 2,5 миллионов жителей Российской Федерации, в том числе представители коренных народов. С 2019 года были выпущены важные стратегические документы, которые позволяют сформировать рамку развития этой территории, опережающего развития этой территории. Уже 775 проектов стали резидентами Арктической зоны и территорий опережающего развития, которых в настоящий момент две — это Мурманская область и Чукотка. Сейчас мы очень активно работаем и в ближайшее время ожидаем, что появится третья территория опережающего развития непосредственно — сама Архангельская область, — анонсировал в своём выступлении по видеосвязи директор Департамента развития Арктической зоны Российской Федерации и реализации инфраструктурных проектов Максим Данькин.

По словам Максима Андреевича, объём уже заявленных инвестиций в Арктику составляет 1,8 триллионов рублей, из которых 480 миллиардов фактически вложены в экономику Арктического региона. По планам, проекты позволят создать до 40 тысяч рабочих мест, из которых 14 тысяч уже созданы.

Макет глубоководного портаМакет глубоководного порта

Отдельно директор Департамента развития похвалил Архангельскую область, в которой на настоящий момент зарегистрировано 199 резидентов Арктической зоны — это второе место из девяти. Общий объём инвестиций в Поморье уже составил почти 120 миллиардов рублей. В ближайшее время планируется создать 6 тысяч рабочих мест, но фактически уже создано более 3 тысяч, благодаря чему регион занимает первое место среди всех участников Арктической зоны. Более 52% всех резидентов Арктической зоны также находятся в Архангельской области.

Напомним, что в 2023 году из порта Архангельска отправился первый субсидируемый каботажный рейс по Севморпути. Он прошел по расширенному маршруту «Архангельск — Певек — Владивосток — Магадан — Петропавловск — Камчатский — Певек — Архангельск».