На открытии мероприятия председатель Общественной палаты Архангельской области Юрий Сердюк отметил, что круглый стол по антикоррупционной тематике — традиционная встреча, на которой обсуждаются проведенные в течение года мероприятия и оценивается их эффективность.
— В этом процессе в соответствии с национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Указом Президента России, активно участвует наша региональная Общественная палата. Сегодня мы нацелены обменяться мнениями со всеми заинтересованными структурами по поводу нашей дальнейшей работы. Полагаю, в 2024 году мы будем еще более активно общаться, чтобы выходить на конкретные результаты, — подчеркнул Юрий Сердюк.
По словам председателя комиссии областной Общественной палаты по законодательству, экспертизе законопроектов и противодействию коррупции Надежды Чертовой, акцент делается, прежде всего, на профилактику коррупционных проявлений, а основная ставка — на молодежь.
— Профилактическая работа ведется на базе университетов и других учебных заведений региона, проводятся различные конкурсы по антикоррупционной тематике. И, конечно же, особое внимание мы уделяем предупреждению случаев нарушения антикоррупционного законодательства на государственной и муниципальной службе. Считаю, для повышения эффективности нашей работы необходимо разнообразить используемые формы и средства. Главное: положительный результат будет только тогда, когда весь процесс станет планомерным, систематическим и целенаправленным. Эта работа никогда не должна ослабевать, — отметила Надежда Чертова.
Ряд новых трендов, связанных с изменениями антикоррупционного законодательства, на круглом столе представил директор правового департамента правительства Архангельской области Игорь Андреечев.
— Ежегодно в декабре мы сверяем часы по реализации мероприятий антикоррупционной политики и определяем приоритеты, потому как понимаем, что спектр вопросов, разрешаемый с точки зрения профилактики коррупционных проявлений, весьма широк. Мы открыты к совместному обсуждению и готовы вместе с общественностью определить планы по продолжению профилактической работы, — сказал Игорь Андреечев. — Важно, что сегодня мы оттачиваем антикоррупционные технологии и делимся опытом. Каждый год интенсивно развивается антикоррупционное законодательство. Этот год является прорывным с точки зрения принятия целого ряда законодательных решений. Более того, вместе с прокуратурой Архангельской области мы констатируем, что все эти новации выходят на практический уровень.
Говоря о новациях, Игорь Андреечев, в частности, заметил, что одной из ключевых проблем в предшествующие годы были ситуации, когда нарушитель — государственный служащий или глава муниципального образования — избегал применения к нему меры ответственности.
— Он просто увольнялся по собственному желанию перед его увольнением в связи с утратой доверия, тем самым желая избежать применения к нему соответствующей меры ответственности. А мы вместе с прокуратурой обсуждали в предыдущие годы, как изменить основание увольнения. Но в этом году это изменение уже внесено в федеральный закон. И теперь в случае, если служащий пишет заявление в период проведения проверки, либо к служащему уже нужно применить меру ответственности, но он увольняется, то прокуратура области на основании наших докладов уже может обратиться в суд и изменить основание увольнения. Реализация на практике этого закона, когда в судебном порядке изменяется основание для увольнения и служащих, и глав муниципальных образований, начата в 2023 году.
Еще один новый тренд в антикоррупционной политике — буквально на пороге: очередной закон принят в первом чтении.
— Раньше на практике служащий увольнялся, но на следующий день его могли снова принять на службу. Новый федеральный закон принят Госдумой РФ в первом чтении, он предусматривает невозможность принятия служащего на работу в органы государственной власти в течение пяти лет, — продолжает директор правового департамента. — Те служащие, которые попадут в поле нашего зрения в связи с совершением ими коррупционного нарушения, например, проведением крупных сделок (покупка квартиры, дорогостоящей машины и т. д.) без наличия соответствующих источников доходов или предоставлением недостоверных данных о доходах или непредотвращенных конфликтах интересов, получат увольнение с связи с утратой доверия и невозможность трудоустройства на службу в органы власти.
Игорь Андреечев также акцентировал внимание, что «мы как служба собственной безопасности должны выявлять конфликты интересов, в том числе работая с личным делом служащего, с его сведениями о доходах, его анкетой, смотреть, где трудоустроены родственники, от каких организаций они получают доход».
— Это тоже один из ключевых трендов, который ждали все органы по профилактике коррупционных правонарушений. Законодательная новация была подписана на прошлой неделе Президентом России, федеральный закон вступит в силу в течении 90 дней. Теперь служащий будет обязан постоянно актуализировать имеющиеся сведения в анкете, — подчеркнул директор правового департамента. — Раньше анкета заполнялась только при поступлении на службу. Технологию обновления анкеты мы внедряли только в рамках рекомендаций. Но теперь это — устоявшееся законодательное решение, благодаря которому службы будут постоянно работать и выявлять возможные конфликты интересов. К примеру, даже в анкетных данных муниципальных депутатов мы находим такие конфликты интересов, когда депутат одновременно работает в подведомственном учреждении администрации МО либо его родственники там работают. Добавлю, нам, прежде всего, интересно выявлять не малозначительные ошибки в анкетах, а случаи незаконного обогащения, когда активы на счетах и имущественные активы становятся явно больше, чем доходы. Особое внимание будет сосредоточено на тех, кто в наибольшей степени связан с большими коррупционными рисками — это гражданские и муниципальные служащие и главы муниципальных образований.
Подробнее о проведенных в этом году мероприятиях на круглом столе рассказал начальник управления по вопросам противодействия коррупции правительства региона Андрей Панов. В частности, он отметил, что нарушения антикоррупционного законодательства выявлены как в областных ведомствах, так и на муниципальном уровне. По словам Андрея Панова, из трех проверенных МО — Плесецкого, Онежского и Каргопольского, самая слабая организация работы по противодействию коррупции в Каргопольском округе. По всем фактам проводятся проверки. Вместе с тем, управление стремится оказывать муниципальным образованиям просветительскую и методическую помощь.