«Мы признали, что наши жизни стали неуправляемы» — с этой фразы начинается программа «Двенадцать шагов», разработанная одним из основателей метода реабилитации алкоголиков Биллом Уилсоном. За почти сто лет существования программа расширилась, а применять её стали для лечения не только алкоголизма, но и наркомании. Используется эта методика не только в Соединённых Штатах, но и во всём мире, в том числе и в России.
Вот уже десять лет, с декабря 2013 года, реабилитацией и лечением алкоголизма и наркомании в Архангельске занимается областная больница Управления ФСИН по Архангельской области. Многие наверняка видели её при съезде с железнодорожного моста, но даже не подозревали, что именно находится за высоким синим забором с колючей проволокой.
Главная особенность учреждения заключается в том, что люди, которые проходят здесь лечение, осуждены за различные преступления, связанные с употреблением алкоголя или наркотиков, а также за распространение психоактивных веществ. На лечение они приходят сами — это одно из важнейших условий.
Сложный процесс восстановления для этих людей начинается с признания проблемы перед собой и окружающими. Поэтому на каждом собрании анонимных алкоголиков и наркоманов звучит фраза: «Я — наркоман» или «Я — алкоголик». А после — сложная работа над собой, своими эмоциями и внутренним миром. Никаких «волшебных» уколов или «чудодейственных» таблеток от этих страшных заболеваний не существует — медикаментозными методами зависимости не лечат.
Главное отличие областной больницы ФСИН от других «вольных», как их называют, реабилитационных центров — наличие строгой дисциплины, поминутно зафиксированного расписания дня, а также решетки на окнах. В остальном это вполне обычное лечебное учреждение.
Когда в 2013 году всё только начиналось, опыта создания подобного учреждения закрытого типа попросту не существовало. Специалистам центра приходилось импровизировать, создавать программу реабилитации буквально с нуля.
— Когда мы открывали центр и начинали постепенно запускать программу реабилитации, у нас не было опыта, который мы могли бы взять в других центрах пенитенциарной системы. Мы работали, руководствуясь методом проб и ошибок. Пребывание в местах лишения свободы сильно стигматизирует личность. Зависимость в таких условиях сильно переплетается с конформным компонентом работы системы УФСИНа. Это утяжеляет течение зависимости. Нашей главной задачей тогда было создать полноценную программу реабилитации, такую же эффективную, как это делают центры на воле. Сотрудники центра поставлены в более тяжёлые условия, но результата нам хотелось изначально добиться такого же. Нам хотелось, чтобы пациент выходил из реабилитации и ему не требовалось дополнительных лечебных мероприятий. И я считаю, что нам это удалось, — рассказывает Ольга Боговая, консультант по химическим зависимостям, бывший клинический психолог отделения реабилитации областной больницы УФСИН.
По словам специалиста, реабилитация дала возможность зависимым людям жить полноценной жизнью, не употреблять психоактивные вещества и быть полностью социализированными. Воспитанники центра после выхода остаются трезвыми, не садятся в тюрьму, платят налоги, создают семьи и строят планы на дальнейшую жизнь. И таких людей со стойкой ремиссией — порядка 40%. Это люди, которые более года не прибегают к употреблению наркотиков и алкоголя. Это считается хорошим результатом.
Один из таких — Роман. С зависимостью он прожил чуть больше двадцати лет, после чего понял, что дальше так продолжаться не может, и начал меняться, работать над своим внутренним миром.
— В центре реабилитации я оказался в 2013 году. Тогда ещё не было разработано никакого лечебного процесса для таких людей как я. Сперва мы просто здесь жили, а уже потом начался реабилитационный процесс. Все мы вдруг начали оценивать свою жизнь по-другому, начали пытаться измениться внутри. Я периодически прихожу сюда от нашего архангельского сообщества, как волонтёр, делюсь своей историей, чтобы дать понять другим людям, что тупиковых ситуаций не бывает и выход есть всегда. Всё зависит от выбора самого человека. Моя жизнь стала другой благодаря этому месту, потому что я понял, что для простого человека сидеть в тюрьме не правильно. Раньше я выходил из тюрьмы, снова попадал обратно, но наконец-то эта эпопея закончилась. Пусть жизнь не лёгкая, но без тюрьмы она легче, — рассказал Роман, бывший пациент реабилитационного центра УФСИН.
Роман в своей жизни после пережитого устроился на работу автоинструктором в автошколе. Там он работает с людьми, делится с ними своим личным опытом. Благодаря курсу реабилитации у мужчины не возникло никаких трудностей и проблем с заменой водительского удостоверения. Свою работу Роман называет настоящим счастьем. Отмечает, что деньги, заработанные собственным трудом, тратятся гораздо приятнее, а приятным бонусом от работы становятся новые знакомства и настоящие друзья из самых разных сфер жизни.
Также Роман отметил, что после выхода из центра у него появилась семья и маленький сын. Всю жизнь Роман мечтал о собаке, но боялся ответственности. Прохождение лечения помогло Роману победить свой внутренний страх, и его мечта сбылась. Теперь у него есть немецкая овчарка, которую он очень любит, регулярно дрессирует и принимает всю ответственность за её судьбу на себя.
То, что порой кажется многим из нас обыденным, для таких людей, как Роман, это труднодостижимая, а от того и ещё более заветная цель. Поэтому веришь, что человек с таким страшным жизненным опытом будет всеми силами стремиться и дальше оберегать своё вновь обретенное счастье, семейное благополучие и душевный покой от химеры зависимостей.
— На ближайшее лето у меня есть большая мечта — всей семьёй съездить на юг. Уже второе лето они ездят без меня, просто потому, что я не хочу отдавать в гостиницу свою собаку. Не хочу, чтобы она скучала по нам, поэтому скучаю вместе с собакой по своей семье, которая ездит отдыхать без меня, — поделился Роман.
Система реабилитации не смогла бы заработать на полную мощность и стать эффективной без энергичных молодых энтузиастов, специалистов, ставящих своей главной целью помощь людям, так как искренность — один из главных навыков настоящего профессионала и успеха в его деятельности.
Ирина Воронцова — молодой медицинский психолог реабилитационного центра. В системе ФСИН она работает два года, а с реабилитацией впервые познакомилась в 2016 году, когда впервые, будучи студенткой-практикантом, увидела процесс выздоровления людей в областной больнице УФСИН.
— Меня настолько впечатлило то, что здесь происходит, то, как здесь выздоравливают люди, страдающие наркоманией и алкоголизмом, что я приходила сюда ещё не один раз. Я погрузилась в эту тему, она меня заинтересовала, поэтому я теперь здесь и работаю. Сейчас у нас проходят лечение восемь человек, центр полностью укомплектован. Много людей, кто пришёл недавно. У осужденных есть интерес провести работу над своей зависимостью, исследовать себя и поменять что-то в своей жизни. Я здесь помогаю людям увидеть новые пути и возможности. Это кажется какой-то фантастикой, но у меня нет никаких сверхспособностей или волшебной палочки. Тот, кто хочет перестать употреблять, обязательно перестанет употреблять. Работаем мы в группах, занимаемся групповой терапией, изучаем программу «Двенадцати шагов». Я продолжаю начинания, которые в реабилитационном центре стартовали ещё десять лет назад. Все, кто проходят терапию, очень обособленные личности. Они, как правило, никому не доверяют – ни специалистам, ни себе, ни окружающим. Я пытаюсь создать среду, в которой они будут раскрываться, доверять специалисту, потому что среда, в которой зависимые обычно пребывают, очень похожа на Зазеркалье. Они видят себя в другом человеке и это важно показать. Я как психолог стараюсь обращать на это внимание, — поделилась Ирина Воронцова.
Дизайнерские наркотики, синтетические соли и стимуляторы в значительной степени влияют на мозг, растормаживают личность и эмоции, поэтому существует сложность при работе с такими пациентами. По словам Ирины, у зависимых людей, как правило, страдают не только мыслительные процессы, но и волевые, поэтому подход к ним требуется особенный. Для борьбы с зависимостью центр реабилитации старается прикладывать максимум усилий, а самим пациентам предоставляется больше времени, чтобы вникнуть в суть заданий и лучше изучить свой внутренний мир.
Одним из заданий для зависимых пациентов является ведение «Дневника чувств». На встрече, собравшись все вместе осужденные зачитывают вслух свои эмоции за день, делятся впечатлениями от происходивших за день событий.
— Те, кто приходят сюда, записывают в дневник пять событий, а также несколько чувств, которые они вызвали. Кто-то пишет и до двадцати событий в день. Это может быть просмотр фильма, небольшой конфликт или радость от пришедшей посылки или письма. Это очень важно, так как этот инструмент позволяет зависимым людям понять свои чувства. Наркотические вещества дают эффект эйфории и чувствования себя хорошо. Но на самом деле зависимые люди часто ходят внутренне злые, раздраженные, и мы позволяем им взглянуть на себя со стороны, чтобы в последствии они умели анализировать своё состояние, ограничивать негативные мысли, которые возникают. После выздоровления дневник переходит в форму мысленного отслеживания своих чувств и помогает исцелившимся лучше ориентироваться в самих себе, — подчеркнула Ирина Воронцова.
Преимуществом при работе Ирина Воронцова считает разнообразие методик и мнений различных специалистов. В настоящий момент работники реабилитационного центра из Архангельска обмениваются опытом с коллегами со всей России, рассказывают, что нового смогли добавить сами, перенимают лучших опыт в деле реабилитации своих коллег. Однако фундаментальная основа — программа «Двенадцати шагов» — осталась неизменной.
От себя как психолог Ирина привнесла в лечение карточки с мотивирующими цитатами выдающихся философов и социологов, таких как, например, Эрих Фромм. Скромно признав это нововведение, она добавила.
— Иногда, если хочется поделиться какой-то фразой или мыслью, и я приношу. Это напоминание ребятам. Это может дать им пищу для размышлений, заставит лишний раз задуматься. В тюрьме появляется очень много свободного времени за счёт того, что нет отвлекающих моментов, таких как телевизор и радио. На эти виды времяпровождения у них тоже выделено отдельное время. Есть для внутреннего развития и библиотека. В ней представлена как программная литература, так и классика, которую читать не вредно и даже полезно. Кто хочет, тот читает, — отметила психолог Ирина Воронцова.
Ещё одним примером успешного завершения программы реабилитации стал Михаил. Он проходил реабилитацию, как и Роман, Михаил благополучно завершил её в конце 2018 года. Уже пять лет он живёт вполне обычной жизнью, занимается развитием собственного бизнеса в Архангельске и строит семью.
— Уже пять лет исполнится в декабре, как я нахожусь на свободе и не употребляю наркотики. Что появилось в моей жизни после прохождения курса? У меня появилось всё, — улыбаясь, говорит Михаил. — Первое время было непривычно и страшно приобретать то, чего у меня раньше не было в жизни. На сегодняшний день у меня счастливый брак, любимое дело жизни. Я занимаюсь предпринимательством, недавно открыли магазинчик с кроссовками. Параллельно думаю над другими проектами, которые помогут нести пользу и добро людям, — рассказал Михаил.
По его словам, в местах лишения свободы, как отмечала Ирина Воронцова, у большинства людей, действительно, имеется кризис доверия. В этом, по мнению Михаила, виновата сама обстановка. И первое время он сам испытывал значительное предубеждение к пенитенциарной системе.
— В моменте это недоверие у меня пропало, разрушилось. Время шло, я убеждался, что это лишь мои внутренние предубеждения, что тебя здесь только используют, что от нахождения в реабилитационном центре нет никакой пользы и что это мне никак не поможет. Слава Богу, что у меня был опыт того, как я могу себя позиционировать и взаимодействовать с окружающими, и мне было полегче проживать эту историю, убеждаться в том, что-то что говорят за пределами исправительных учреждений о нахождении тут — это по большей части ничем не подкреплённые домыслы, — подчеркнул Михаил.
По признанию Михаила, он очень тяжело переживает историю со словами благодарности, связанную с его личным опытом, которым он старается делиться с теми, кто в настоящий момент проходит или завершил лечение.
— Я надеюсь, что кому-то мой опыт, жизненный путь поможет. Я не могу сказать за других, но сам я получаю от посещения этого места, от участия в его жизни напоминание. Я вспоминаю, как это всё случилось со мной. У меня появляется мотивация, чтобы продолжать свой чистый путь и не употреблять психоактивные вещества. Это место — безусловный пример того, как может быть, если я перестану делать свою регулярную программу выздоровления. В любом случае это опыт и возможность быть полезным. На сегодняшний день это моё жизненное кредо — быть максимально полезным обществу, вне зависимости от того, здесь это общество или за забором. Я стараюсь вкладываться в вещи, которые помогут другим, — подчеркнул Михаил.
Михаил со всей серьёзностью обозначил установки, которые ему дали сотрудники реабилитационного центра. В первую очередь он отметил, что благодаря работе со специалистами знал, что делать после завершения лечения, как строить свою жизнь дальше. В центре провели большую работу над его отрицательными чертами характера, в первую очередь эгоцентризмом и эгоизмом. Это позволило в корне изменить его жизненную модель поведения, стать, по сути, новым человеком.
Окончательное решение меняться Михаилу пришло после простого разговора со специалистами центра, котогда они прямо поставили его перед фактом, что дальнейший выбор судьбы зависит только от него самого. Буквально это звучало так: «Хочешь, можешь умереть под забором, а можешь начать новый путь в жизни. Дальнейшие твои действия — это только твой выбор и твоё решение».
— Никто не ответственен за моё выздоровление и за мою чистую жизнь — только я сам. Как только я принял эту концепцию, тем легче сразу стала моя жизнь. Это всё для меня было очень важно. Когда я освободился 28 декабря 2018 года, то меня встречал мой брат. До этого всё происходило по накатанной, а тут я освободился, и мне стало страшно, как школьнику, которого в 14 лет выкидывают из дома и говорят жить, как он хочет. Я начал посещать собрания сообщества наркоманов, стал служить на благо этого сообщества, передавать свой опыт. У меня выстроилась привычка отслеживать своё состояние, свои эмоции. И вот это всё благодаря усилиям специалистов, — рассказал Михаил.
Жизнь завершивших реабилитацию героев этого материала изменилась до неузнаваемости. За короткий период после завершения лечения у них появились семьи и увлечения, любимая работа и дети, новые друзья, любимые питомцы. Они убедились на своём страшном опыте, что для них нет никаких ограничений, что путь к их счастливой и здоровой жизни зависит полностью от их воли и стремлений. Для всех нас этот жизненный опыт может быть ценен, но каждый должен сделать свои выводы самостоятельно, как делали Роман и Михаил, Ольга и Ирина.
А тем временем сотрудники Областной больницы Управления ФСИН по Архангельской области продолжают делать свой нелегкий труд, помогают встать на ноги и найти себя в этом мире людям, страдающим от алкогольной и наркотической зависимости. И рано или поздно эти люди станут такими же простыми гражданами, как все. И никто даже не догадается, какой трудный путь им довелось преодолеть на пути к этой обычной, на первый взгляд, чистой жизни.