Как рассказал ИА «Регион 29» консультант Товарищества поморского судостроения Федор Пильников, архив Соломбальской судоверфи — это две комнаты, в которых хранится около тысячи папок с чертежами и документами, раскрывающими хозяйственную деятельность предприятия в различные годы.
— Наше внимание на данный период времени сосредоточено, прежде всего, на чертежах, которые мы переводим в электронный формат и выкладываем в открытый доступ на сайте товарищества, — отметил Федор Пильников. — Оцифровку архива Соломбальской судоверфи начали с 2021 года. Освоили две полки. Это около пяти тысяч листов чертежей. Впереди ждет работа, которая потребует еще не менее трех-четырех лет.
Своими новыми находками исследователям архива судоверфи постоянно удается привлекать внимание любителей истории судостроения Поморья. Так, одним из «героев» выставки стал легендарный катер «Соломбалец». Он представлен не только в чертежах 60-х годов прошлого века, но и на фотографиях, также обнаруженных в архиве Соломбальской судоверфи.
— Старшее поколение архангелогородцев помнит, как река Соломбалка была вся сплошь в этих небольших деревянных катерах, — говорит Федор Пильников. — В конце 50-х годов прошлого века продукция верфи включала в себя не только рыбопромысловые суда, но и товары народного потребления. Так появился катер «Соломбалец» — самостоятельная разработка верфи. В своем роде это был тот элемент экономической свободы, которую дала промышленности «хрущевская оттепель». За основу проекта специалисты верфи взяли катер одного из местных народных умельцев и начали выпуск. К этому времени страна восстановилась после Великой Отечественной войны, у населения стали появляться деньги не только на продукты. Парк катеров, которые делали народные умельцы, рос, и Соломбальская судоверфь решила поконкурировать с ними за деньги населения. Программа была небольшая. Как мы обнаружили в документах, в программе на 1963 год планировался выпуск 132 катеров, в 1965 году — всего 100 штук. Оптовая цена составляла 690 рублей. С народными умельцами судоверфь конкурировать не смогла, катер «Соломбалец» сняли с промышленного производства, но народные умельцы продолжали их строить.
Среди экспонатов выставки с особой трепетом, словно произведение искусства, Федор Пильников показывает чертеж 1940 года дрифтер-бота.
— Это уникальный чертеж, сделанный на ватмане карандашом — с полутонами, размывочками! Это практически каллиграфическая работа, — подчеркнул консультант товарищества. — Здесь еще всевозможные пометочки карандашиком сделаны. Когда мы его развернули — ух, думали, сердце выскочит! Это чертеж 1940 года дрифтер-бота — рыболовного судна, которое использовало в море интересный метод ловли: свободно дрейфующими сетями. Так ловили рыбу, которая ходила в средней толще воды не косяками, а раздельно. В наше время ловля такими дрифтовыми сетями запрещена в целях сохранения поголовья рыб.
На выставке также можно увидеть чертеж 1957 года изотермического плашкоута грузоподъемностью 45 тонн.
— Это огромная деревянная баржа, несамоходная, предназначенная, возможно, для транспортировки грузов по рекам. Имеются люки, куда загружали товары и лед, чтобы сохранить продукты, — отметил Федор Пильников.
Гордостью исследователей архива Соломбальской судоверфи стала самая старая находка — чертеж 1938 года. На этом чертеже в деталях изображены место для рулевого со штурвалом и рубка, а также камбуз и гальюн (корабельный сортир) на палубе «удлиненной касатки».
— «Удлиненная касатка » — это второе поколение наиболее крупных рыболовных парусно-моторных судов, которые строились в Мурманской области, — уточнил Федор Пильников. — Длина «удлиненной касатки» составляла 17 метров, судно могло брать 10 тонн груза. Трюм — 15 кубических метров, площадь парусная — 56 квадратных метров, а мощность двигателя — 65 лошадиных сил. При этом экипаж составлял десять человек.
Выставка новых находок из архива Соломбальской судоверфи будет работать на базе Товарищества поморского судостроения до середины января 2024 года. Добавим, после открытия выставки 24 декабря состоялась лекция кандидата исторических наук, младшего научного сотрудника истфака МГУ, сотрудника Соловецкого морского музея Михаила Калинина, который рассказал, как в древности поморы ходили морями в Мангазею — загадочный регион в Сибири.
Напомним, что в 2021 году началась работа по оцифровке архива Соломбальской судоверфи. Этот архив включает более 70 тысяч чертежей деревянных судов, которые строились в Архангельской и Мурманской областях, Республике Карелия в период с 30-х годов до конца ХХ века. В сентябре 2023 года возле верфи в Архангельске установили поморское промысловое судно.