В визит-центре парка «Русская Арктика» 25 декабря царила необычная атмосфера. Всюду были слышны потрескивание и гудки радиосигналов, передаваемых со всего мира. Это радиолюбители со всей планеты отвечают на праздничный позывной «R12ØK» Архангельского отделения «Союза радиолюбителей России». Расшифровывается позывной очень просто: «Россия 120 лет, Кренкель».
Как и сто лет назад, радиоволны продолжают объединять людей на разных континентах, охватывают весь земной шар и не знают никаких границ, даже несмотря на появление телевидения и интернета. И в этом нет ничего удивительного, ведь есть что-то завораживающее и притягательное в этих ритмичных гудках, упрямо прорывающихся сквозь пространство.
Также век назад прорывались сигналы «виновника» торжества — известного советского радиста, полярника, участника легендарных арктических эпопеей тридцатых годов прошло века — Эрнста Теодоровича Кренкеля, которому 24 декабря исполнилось 120 лет.
В 16 часов гости визит-центра парка «Русская Арктика» собрались в комнатке, где за воссозданной по каталогам российских музеев рабочей радиоаппаратурой сидит и принимает сигналы восковой радист. Нет, это не Эрнст Теодорович, а просто собирательный образ советского полярного радиста, но выглядит всё равно очень здорово. В начале встречи перед слушателями выступил директор Национального парка «Русская Арктика» Александр Кирилов.
— Имя Эрнста Теодоровича Кренкеля известно многим, это человек знаковый в среде радиолюбителей. В тяжелейших условиях во льдах и находясь в бухте Тихая, он держал связь с Родиной, сам изготавливал радиоприёмники, первым начал работать на УКВ эфире, передавал устойчивые радиосигналы. Он поставил множество мировых рекордов по дальности связи. В 1930 году при помощи УКВ волн он получил ответ от своего «антипода», полярной экспедицией Ричарда Бэрда, находившейся в Антарктиде. Они даже сначала не поверили в случившееся. Эрнст Теодорович был законодателем мод в радиоделе. В память о его заслугах подобные мероприятия стали отмечаться уже на следующий год после его смерти. Настолько он был авторитетом в своём деле, — отметил Александр Кирилов.
По словам Александра Георгиевича, радиобудка, в которой работал Эрнст Кренкель на острове Гукера, сохранилась по сей день. После завершения экспозиции восковой радист и его аппаратура будут доставлены на остров и разместятся в отремонтированном сооружении, где будут ждать туристов парка «Русская Арктика».
Кстати, причастен Эрнст Кренкель был и к возведению здания радиобудки. Также он успел принять участие в экспедиции дирижабля Graf Zeppelin летом 1931 года работал радистом во время экспедиций «Александра Сибирякова» и «Челюскина», чей позывной «RAEM» унаследовал после злополучного кораблекрушения «Челюскина» 13 февраля 1934 года во льдах Чукотского моря. Эти и другие эпизоды из жизни отважного полярника в ходе встречи показал через кадры документальной кинохроники научный сотрудник парка «Русская Арктика» Евгений Ермолов.
— Для сотрудников национального парка Эрнст Теодорович уже почти член семьи, — полушутя начал свой рассказ Евгений Ермолов. — О Кренкеле можно рассказать множество замечательных историй. По сути, можно сказать, что Эрнст Теодорович стал полярником случайно, так как его мечты изначально были связаны с морем, а уже потом с Арктикой. И море в его жизни в итоге было не мало. Для того, чтобы описать нашим современникам, кем были радисты в начале ХХ века, очень сложно подобрать аналогию. По нашим меркам это даже не программисты, потому что программисты сегодня — это люди более обыденные и привычные для нас. Радисты в начале ХХ века были людьми передовыми, работавшими со связью, которая была одной из передовых отраслей техники, немногие могли там работать. То, что Эрнст Теодорович попал в эту отрасль, говорит многое о его знаниях. А то, что он стал одним из главных полярных радистов, говорит о том, что это был выдающийся человек, который правильно выбрал свой жизненный путь, — подчеркнул Евгений Ермолов.
После научный сотрудник «Русской Арктики» продемонстрировал исторические кадры: Кренкель на борту дирижабля Graf Zeppelin, Кренкель в момент крушения «Челюскина» и во время экспедиции первой дрейфующей полярной станции «Северный Полюс — 1».
Эрнст Кренкель работал в чудовищных по нынешним меркам условиях. Его радиостанция являлась единственной ниточкой, связывавшей полярников в арктических льдах с далёкой Родиной. Совершенно точно — это человек своей эпохи, «болевший» своим делом и спасавший людей в самых трудных ситуациях своим нелегким трудом.
Во время мероприятия гостям показали запись обращения Теодора Эрнстовича Кренкеля, сына легендарного полярника. В своём обращении он поздравил собравшихся с важной датой, а также рассказал несколько эпизодов о первом опыте своего отца в Арктике.
— Я хочу немного рассказать о линии жизни моего отца. Он принадлежит к первому поколению советских полярников. Свою полярную Одиссею он начинал на полярной станции Маточкин шар на острове Новая Земля. Закончив курсы, он переехал в Ленинград в надежде поступить радистом на корабль, на бирже труда его тогда встретили со смехом, мол, не получится из тебя радиста. Но тут же ему предложили пойти в Адмиралтейство, где набирали радистов «куда-то на Север, к белым медведям». Желающих не было. Он обратился, и его сразу же приняли, сказали, что именно его и ждали. Вот таким образом он попал в Арктику. Насколько мне известно, сейчас состоится соревнование для получения диплома радиста «RAEM». Изначально «RAEM» — это позывной корабля «Челюскин», который утонул 13 февраля 1934 года в Чукотском море. И это единственный случай, когда позывной корабля был присвоен радисту-радиолюбителю, моему отцу Эрнсту Теодоровичу Кренкелю, — поделился Теодор Кренкель, сын знаменитого полярника.
Гости визит-центра парка «Русская Арктика» после официальной части мероприятия смогли оценить музейную экспозицию парка, где расположились металлические флаги стран-покорительниц Арктики, образцы почвы и минералов с островов архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, предметы, принадлежавшие участникам различных экспедиций.
Также для них прошли показательные сеансы любительской радиосвязи, которые организовали члены Архангельского отделения общероссийского «Союза радиолюбителей». Современные нам радисты продолжают сохранять традиции вековой давности, посылают в радиоэфир сообщения морзянкой, поддерживают связь со всем миром.
— Сегодня в «Русской Арктике» работает юбилейная радиостанция, посвящённая 120-летию со дня рождения Эрнста Кренкеля. На станции работают радиооператоры, радисты, радиолюбители Архангельска. Прямо сейчас они выходят в эфир со специальным юбилейным позывным. Оператор посылает его в радиоэфир телеграфом, азбукой Морзе на общий вызов. Всем, кто его слышит и вызывает, он непременно отвечает. Для нас важен сам факт радиосвязи. Оператора слышит вся планета. Факт радиосвязи подтверждается на общемировом интернет-сервисе, а также посредством обмена специальными красивыми карточками, на которых указываются позывные, дата сеанса связи и другие данные. Карточки доставляются почтой. Эта традиция появилась, когда человечество только начинало бурно осваивать радио, более ста лет назад, и сохранилась по сей день в среде радиолюбителей, — рассказал заместитель председателя совета регионального отделения Союза радиолюбителей России по Архангельской области Владимир Бадёрый.
Напомним, что годовщина со дня рождения Эрнста Теодоровича Кренкеля не единственная круглая дата, связанная с Арктикой в этом году. Ранее в честь 150-летия открытия Земли Франца-Иосифа прошла научная конференция «Земля Франца-Иосифа: 150 лет исследований». Также в годовщину открытия архипелага состоялась масштабная исследовательская экспедиция гидрографического судна «Ромуальд Муклевич», организованная Русским географическим обществом совместно с Северным флотом. Участники экспедиции водрузили флаг Российской Федерации над островом Вильчека Земли Франца-Иосифа, на который впервые высадились первопроходцы 150 лет назад. Также были проведены многочисленные исследования полей Мирового океана, собраны актуальные данные, которые помогут привести действующие морские карты Арктики в соответствие с их современным состоянием.