Фрирайд — это катание на сноуборде или горных лыжах по дикому, необорудованному склону. Невероятное удовольствие для экстремалов, финансово затратное и опасное для жизни и здоровья, особенно в больших горах Кавказа.

Найти в Архангельской области локацию для фрирайда на сноуборде, чтобы там были и соответствующие высота, и угол наклона, и «пухляк» — так райдеры ласково на-зывают толстый слой свежего пушистого незакатанного снега — это нужно постараться. Но нет ничего невозможного. Самая высокая гора Онеги Слаломная стала идеальным полигоном для проведения первого фрирайд-тура в рамках проекта «Frisson CAMP» от создателей одноименного бесплатного мобильного приложения для активного отдыха. Организатором это замечательного приключения выступил Дмитрий Барабанов из Вельска. 

Как рассказал ИА «Регион 29» Дмитрий, он с юности увлекается сноубордингом.

— Мое детство прошло в Плесецком округе, уже тогда мы начали катать на самодельных сноубордах, — говорит Дмитрий Барабанов. — С 2007 год я занимаюсь фрирайдом. Катал на Эльбрусе, Чегете, в Шерегеше, Хибинах, Сочи. Но сейчас эти горнолыжные курорты не каждому по карману. Гора Слаломная перед въездом в Онегу идеально подошла для того, чтобы организовать фрирайд-тур на территории Архангельской области.

За последние пять лет цена поездки на известные горнолыжные курорты России выросла многократно. Для того, чтобы занятся фрирайдом в больших горах, потребуются деньги на проезд, проживание, питание, подъемник (а возможно, на снегоход либо вертолет), а также на гида (особенно в малознакомой горной местности) и лавинное снаряжение. 

— Для примера, на Камчате вертолет для заброски сноубордистов на вершину будет стоить 350 тысяч рублей за трое суток, а на гору Слаломную мы поднимались на снегоходах, которые предоставляет хозяин местной гостинницы за 15 тысяч рублей в сутки — на компанию в десять райдеров это выйдет полторы тысячи рублей с человека. Дешевле, чем подъемники на известных курортах! — подсчитывает Дмитрий. — Высота перепада на Слаломной — почти 90 метров. Когда-то в этом месте находилась горнолыжка, но ее уже давно нет. Зато здесь много толстого пухлого снега! 

Второй, не менее важный аспект — безопасность. В больших горах Кавказа фрирайдера могут поджидать масса неприятных, опасных для жизни, моментов: горные ручьи или ледовые трещины, занесенные снегом, а также лавины и совершенно непредсказуемые погодные условия.

— В этом плане катание на Слаломной несравнимо безопаснее. Поэтому я бы рекомендовал делать свои первые шаги во фрирайде на онежской горе, — подчеркнул Дмитрий Барабанов. — Наш первый фрирайд-тур был пилотным проектом. Если он получит хорошие отзывы, привлечет команду единомышленников, то в марте мы будем готовы организовать пакетный тур. Но должна собраться команда, чтобы для организаторов и райдеров этот тур оправдал себя с финансовой точки зрения.

Первые положительные отзывы уже есть. Участник проекта Сергей Яковлев из Вельска признался, что испытать ощущения фрирайда на пухлом снегу горы Слаломная дорогого стоит, и это обязательно нужно развивать и поддерживать. 

— Это какое-то волшебство! Ты понимаешь, что именно так нужно жить, нужно быть в этих местах, нужно знать свою родину. Я даже не представлял, что здесь настолько может быть красиво, — поделился вельчанин Сергей Молчанов.

— Фрирайд — огонь! Тут все могут поймать свой хайп, даже новички, — не скрывает эмоции вельчанин Евгений Казнин. — Рекомедую это место как для семейного отдыха, так и для катания компании единомышленников.

Добавим, красивым финальным аккордом первого фрирайд-тура стала поездка райдеров на Кий-остров. Девять сноубордистов выстроились в одну колонну и, держась за трос, закрепленный к снегоходу, преодолели путь в 36 километров до острова и обратно по Белому морю. Райдеры обкатали кийские склоны вблизи монастыря. До этого, по словам онежан, такого здесь никто не проводил. 

Напомним, Дмитрий Баранов является создателем бесплатного мобильного приложения «Frisson» для любителей активного отдыха. Он сам катается на сноуборде и снегоходе, летает на параплане и организует горные походы. Дмитрий на себе ощутил нехватку подобного сервиса, так и родилась эта идея в 2019 году. А воплотить ее удалось спустя четыре года благодаря большой работе в команде.