Скажем честно, наведение порядка со счетами и квитанциями за все виды коммунальных услуг — дело для любой семьи хлопотное, требующее немало сил и времени. Порой у многих северян до этого руки просто не доходят. Но когда начинаешь разбираться: сколько, за что и кому мы платим, понимаешь, что оно того стоит.
Для примера возьмем оплату водоснабжения в Архангельске. Если вы с утра до позднего вечера на работе и приходите домой только поужинать и переночевать, а счетчики у вас не установлены, то платите вы по нормативу. За несколько лет такой жизни можно легко «спустить на ветер» десятки тысяч рублей.
По поводу установки счетчиков на воду и их опломбировки в столице Поморья ходят два основных мифа: счетчики имеет право устанавливать только ресурсоснабжающая организация или управляющая компания, а их опломбировка — дело дорогостоящее. Пора эти мифы развеять.
— Установка счетчиков — услуга платная, но предоставлять её имеет право не только ресурсоснабжающая организация. Жители города имеют право установить счетчики для оплаты водоснабжения самостоятельно, — рассказала ИА «Регион 29» представитель «РВК-Архангельск» Светлана Шадрина. — Независимо от того, кто установил вам счетчики, их необходимо опломбировать и получить акт ввода прибора учета в эксплуатацию. По законодательству, первичную опломбировку счетчиков мы проводим абсолютно бесплатно. Более того, если вы, к примеру, сделали ремонт в своей квартире и решили поставить новый счетчик в другом месте, то его опломбировка вновь будет являться первичной, то есть бесплатной. Но важно понимать: пока мы не поставили пломбу и не выдали соответствующий акт, прибор учета не может быть принят к учету, а значит, начисления по нему проводиться не будут.
Подать заявку на опломбировку можно несколькими способами, в том числе в личном кабинете, мобильном приложении
РВК-Услуги, по электронной почте, телефону либо вживую в офисе на ул. Касакиной, 9
—
детали каждого варианта можно узнать на официальном сайте
ресурсоснабжающей организации. Для регистрации в личном кабине или
приложении важно правильно указать свой
лицевой счет. Он расположен на оборотной стороне квитанции и всегда
начинается с цифры 11.
После опломбировки приборов и выдачи акта информация поступает в систему
ориентировочно через две недели. То есть со следующего месяца до 25
числа включительно нужно передавать показания приборов. Как показывает
практика, есть архангелогородцы, которые забывают
это делать своевременно. Что ждет «забывашек»?
— Первые три месяца начисления пойдут по-среднему, а затем — по нормативу. Нормативы устанавливаются каждым регионом и могут варьироваться в зависимости от типа благоустройства дома, — говорит Светлана Шадрина.
Но даже у самых забывчивых есть «палочка-выручалочка», которая действует три года.
— По законодательству у каждого есть право в течение трех лет пригласить нашего специалиста на контрольную сверку, продемонстрировать показания, и тогда будет сделан перерасчет. Контрольная сверка проводится бесплатно, — добавила Светлана Шадрина.
Есть еще пара тонкостей, на которые стоит обратить внимание при передаче показаний.
— Передавать нужно только черные цифры. Красные цифры не передаем! — подчеркнула собеседница ИА «Регион 29». — Некоторые горожане, к сожалению, до сих пор путают, передают красные (а они отражает литры, а не кубы), и мы потом смотрим — у кого-то 100 тысяч кубов набежало! Быть такого не может. Понимаем, что человек ошибся, поэтому не принимаем эти показания и ждем, когда пришлют корректные данные. Вторая тонкость, которую обязательно стоит учесть архангелогородцам при передаче показаний, связана с тем, что мы берем оплату только за подачу воды (так называемое ХВС в составе ГВС). А вот за подогрев этой воды счет выставляет теплоснабжающая организация. Поэтому о том, что вы установили прибор учета горячей воды, необходимо самостоятельно проинформировать ТГК-2 — отправить им копию акта о введении этого прибора в эксплуатацию. Показания по горячей воде нужно направлять и нам, и ТГК-2, если не хотите переплачивать по соответствующим нормативам.
Как часто нужно менять счетчик? У каждого прибора — свой срок годности. Он обязательно указан в паспорте прибора учета. Срок следующей поверки указывается в квитанциях, а также в личном кабинете на сайте или мобильном приложении. Обычно он составляет шесть лет.
— Когда срок годности прибора учета походит к концу, необходимо подать заявку на то, чтобы наш специалист провел поверку (не путать с проверкой) прибора, — пояснила Светлана Шадрина. — С помощью специального метрологического оборудования он определит: годен прибор или требует замены. Как правило, больше двух циклов приборы учета не работают.
Помимо поверок специалисты ресурсоснабжающей организации периодически проводят проверки. В ходе проверочных мероприятий инспекторы сверяют показания, а также смотрят, насколько исправно работает прибор. Бывают ситуации, когда прибор учета дает сбой — либо останавливается, либо, наоборот, начинает крутить слишком быстро, несоизмеримо с объемами использования воды. В таких ситуациях специалист даст рекомендации либо поменять счетчик, либо прочистить, отремонтировать его.
— Будьте бдительны, чтобы не пустить в ваш дом мошенников, — предупреждает Светлана Шадрина. — В обязательном порядке за день до проверочных мероприятий на всех подъездах вашего дома мы расклеиваем объявления о том, что наши специалисты планируют проведение проверки. У каждого специалиста при себе должен быть документ с печатью ресурсоснабжающей организации. Если возникли сомнения, то лучше позвонить по телефону 61-00-00 и уточнить, проводится ли сегодня проверка по вашему адресу.
Добавим, что особенно внимательным северянам нужно быть в случае покупки жилья.
— Если вы купили квартиру, в которой не были установлены счетчики, нужно сообщить об этом факте и предоставить поквартирную карточку в ресурсоснабжающую организацию. Ведь мы не знаем об этих сделках, для нас это — закрытая информация. И может оказаться, что до вас в этой квартире жили шесть человек, и вам придется заплатить по нормативу за шестерых, — говорит Светлана Шадрина.
Другой пример: люди добросовестно оформили сделку, купив частный дом. Но потом выяснилось, что предыдущие хозяева были не совсем чисты на руку. В доме есть водоснабжение, но квитанции за воду не приходят.
— И когда сотрудники ресурсоснабжающей организации выявляют такие адреса, людям приходится раскошеливаться на очень большие штрафы. Чтобы избежать штрафных санкций, нужно именно сейчас — с 1 по 29 февраля 2024 года — воспользоваться правом на амнистию, которую за всю историю нашей организации мы проводим в третий раз. Владельцы частных домов (независимо от срока приобретения жилья) и отдельно стоящих зданий в Архангельске в течение февраля этого года могут добровольно сообщить нам о себе и перейти на легальное пользование водой без оплаты каких-либо штрафов. Добавлю, что подобные водные амнистии — это не постоянная практика. Две предыдущие мы проводили в октябре 2021-го и апреле 2022-го, — заключила Светлана Шадрина.