Ульяна Козарезова работает водителем автобуса пять лет. Сложно представить, но водить Ульяну папа научил, когда она была еще совсем юной — в 13 лет. Спустя семь лет девушка сдала на права и мечтала водить автобус. И вот мечта сбылась, когда Ульяна переехала в Архангельск.
— Работать водителем автобуса я хотела задолго до того, как переехала в Архангельск, когда жила в Магнитогорске и Челябинске, — рассказала Ульяна. — Папа еще в детстве научил меня водить и ремонтировать машины. Потом я сдала на права и работала водителем такси. До этого не было возможности сдать на категорию. И вот на Севере моя мечта сбылась.
Сейчас Ульяна работает на ночном дежурном автобусе. Поздно вечером она развозит сотрудников по домам, а ранним утром — снова на работу. Но иногда сложность работы проявляется не в графике, а в реакции пассажиров на женщину-водителя.
Иногда, если пассажиры замечают, что за рулем девушка, они начинают пристально смотреть и наблюдать, как за обезьянкой, оскорблять и даже отправляют варить борщи, а кто-то, наоборот, начинает хвалить. Реакция у пассажиров разная очень, — рассказывает Ульяна.
Девушка уверена, что мужчина и женщина за рулем совершенно равны. И их работа зависит не от пола, а от любви к профессии и навыкам, которые у них есть.
— Водитель — это состояние души, — уверена архангелогородка. — Не вижу вообще никакого разделения между водителем-женщиной и водителем-мужчиной. Это должно зависеть не от пола, а от человека. Может он работать водителем автобуса и водить большую технику, чувствует он это или нет — зависит только от него. Эта профессия в первую очередь подходит человеку, который любит это дело. Очень важно, чтобы водитель был аккуратен, внимателен, нужно чувствовать машину и уметь предотвращать ДТП.
По мнению Ульяны, нередко причиной ДТП становится неуважение автовладельцев к водителям автобусов.
— Нередко водители на легковых автомобилях очень неуважительно относятся к водителям автобусов. Особенно при выезде с остановок или при преимуществах в движении, когда это регламентировано правилами. Автомобилисты считают себя правыми. И когда дело доходит до ДТП, оказывается, что они нарушили правила дорожного движения, — рассказала северянка. — Всё дело в неуважении. И иногда непредвиденных ситуаций можно избежать.
Несмотря на все сложности, Ульяна занимается любимым делом и ни разу не пожалела о выбранной профессии.
Напомним, что с 2021 года вступил в силу новый закон, в котором Минтруд пересмотрел список профессий, доступных женщинам. С того момента девушки могут водить фуры, управлять воздушным, водным и железнодорожным транспортом. Запрещёнными для женщин остаются около ста профессий. На 2022 год документ включал перечень запрещенных направлений деятельности в сфере химического производства, подземных и горных работ, металлообработки, бурения скважин, добычи нефти и газа. Также женский труд ограничен в отрасли металлургии, на радиотехническом, электронном и полиграфических производствах, в сфере судостроения и судоремонта, производстве бумаги и цемента, теплоизоляционных материалов. Кроме того, для россиянок действует запрет на ряд работ в текстильной и пищевой промышленности, а также на железнодорожном транспорте.