18 марта стали известны победители конкурса «Индустриальный эксперимент» Фонда Потанина. Сразу три исторических проекта из Архангельской области стали финалистами и теперь получат финансовую поддержку на реализацию своих планов.

В частности, грантовые средства будут выделены проекту Татьяны Грибановой и «Северодвинского городского краеведческого музея» «Путь соли», Ольги Клишевой и Ассоциации «Клуб друзей Кенозерского национального парка» «Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья», а также проект «Северного морского музея» и его руководителя Евгения Тенетова по созданию музейного пространства «Северная Двина. Река памяти» на пароходе «Коммунар».

О победе своего проекта подробно рассказали сотрудники парка «Онежское Поморье» и Ассоциации «Клуб друзей Кенозерского национального парка». Цель проекта — рассказать о периоде индустриализации в России через создание индустриально-мемориального парка на мысе Заяцком Белого моря на территории национального парка «Онежское Поморье».

Мыс Заяцкий — одно из немногих мест, где по сей день можно встретить материальные свидетельства периода индустриализации. Среди густых лесов на побережье Белого моря сохранились локомобили. Паровые машины из викторианской Англии XIX века использовались на лесозаводе как электрогенераторы. В 1950-е годы завод прекратил свою работу.

— Место, где существовал Унский лесозавод, представляет особую ценность. Там сохранились паровые двигатели английской фирмы «Marshall, Sons & Co» 1884 года выпуска, фрагменты кирпичных стен цехов. Результаты уже состоявшихся экспедиций показали, что завод здесь был создан еще в XIX веке. То есть это не просто материальные свидетельства периода репрессий, но и эпохи индустриализации в нашей стране в целом. Поэтому важно очень деликатно и вдумчиво подойти к сохранению и презентации этих объектов, — поделилась один из авторов проекта Ольга Клишева.

Работы по изучению территории Онежского полуострова начались после передачи национального парка «Онежское Поморье» под управление ФГБУ «Национальный парк „Кенозерский“ в 2016 году. 

Важной научной темой, разрабатываемой сотрудниками учреждения, стало изучение истории не только поморских деревень, но и спецпоселений, где жили и работали люди, высланные из южных регионов страны. Всего на полуострове находилось семь таких поселков, однако материальных свидетельств их существования практически не осталось. Сотрудники национального парка собирали воспоминания потомков жителей этих поселений, соседних деревень, изучали архивные данные. Результатом этой большой работы стало издание в прошлом году книги „Излом. Книга памяти спецпереселенцев“. Ее публикация получила большой отклик со стороны общественности.

— Этот проект — попытка деликатно рассмотреть Унский лесозавод с разных сторон: как памятник эпохи индустриализации Севера, как сосредоточение личных историй очень разных людей — коренных поморов и спецпереселенцев-южан. Ценность проекта „Люди и локомобили“ в тактичном осмыслении и представлении индустриальной истории и сохранении памяти о людях, чьими руками она писалась, — рассказала Александра Яковлева, руководитель ФГБУ „Национальный парк ‚Кенозерский‘.

Победа в конкурсе ‚Индустриальный эксперимент‘ стала важной вехой в сохранении исторической памяти об Унском лесозаводе и его материального наследия. Номинация ‚Индустриальный старт‘ предусматривает финансирование научных экспедиций, которые сотрудники нацпарка ‚Онежское Поморье‘ проведут совместно с коллегами из Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук и другими специалистёами.

Всё это позволит подготовить эффективный план консервации объекта, учитывающий все факторы. Также в рамках проекта будут разработаны тематико-экспозиционный план и архитектурный проект будущего индустриально-мемориального парка ‚Унский лесозавод. Память в ландшафте‘, тексты экскурсий. 

Научный руководитель проекта — Елена Шатковская, первый директор национального парка ‚Кенозерский‘. Именно по ее инициативе началось изучение темы формирования специальных поселений на Онежском полуострове. Работы по проекту будут продолжаться до конца 2025 года. Следующим этапом станет поиск финансирования для реализации предложенных мер и решений.