Комедийным традициям в нашей стране уже сотни лет. Юмористические мотивы можно проследить в русском фольклоре и творчестве классиков. Комедийный жанр в фильмах был одним из самых любимых у советских кинозрителей, а произведения тех же советских писателей, например Михаила Зощенко, покоряли сердца читателей сочетанием сатиры, наивности и светлой печали.
После в СССР появился КВН, который мало того, что приковывал к телеэкранам сотни миллионов людей, но и стал кузницей сотен и тысяч талантов. Постепенно юмор обретал всё новые и новые формы. В современной России информационное поле пестрит множеством юмористических проектов по всей стране. От скромных выступлений в клубах на небольшую аудиторию до передач с огромным бюджетом.
Юмор стабильно продолжает приносить дивиденды авторам, а зрителям — хорошее настроение, пока есть над чем смеяться. Архангельск исключением не стал — в северной столице есть и команды КВН, стендап-клубы, была даже своя «Импровизация», а точнее «Импровизация. Команды». Сегодня этот формат существует под другим названием — «Джем». Администратор проекта в Архангельске — Антонина Лебедева.
— Антонина, расскажите, пожалуйста, как возникла идея создать «Джем»?
— Его придумала креативная группа из Москвы. Они занимаются шоу «Импровизаторы» на СТС, и у них очень много других проектов. Они трансформировали несколько проектов и соединили в один. Раньше существовала «Импровизация. Команды», но проект закрылся и трансформировался в «Джем». То есть раньше были какие-то определённые команды, четыре человека постоянно друг с другом играли, ездили играть в другие регионы, теперь нет команд. Теперь каждый сам за себя, и каждый раз команды разные, и в этом есть свой плюс.
— Расскажите несведущему в юморе человеку, что ждёт зрителя, который решит прийти на «Джем»?
— «Джем» — это импровизационный проект, у нас есть около пяти форматов импровизации, они все разные и по-своему интересные. Есть текстового формата, импровизация на актёрское мастерство. Что-то смешно, а что-то ещё смешнее. В общем, зрителей ждёт импровизация.
— Вам сложнее придумывать шутки на ходу прямо на сцене перед зрителями, чем делать это дома в тишине и спокойствии?
— Это вообще несложно! Если прям пошло, то оно пошло, нужно это поймать, особенно когда зрители поддерживают, когда ты понимаешь, что твой юмор, твои шутки им — это всё заходит, то это круто и несложно. Дома в тишине и спокойствии шутки придумывать гораздо сложнее, потому что нет стрессовой какой-то ситуации, тебе не нужно никак выкручиваться, тебе не нужно ничего себе доказывать. То есть дома пишется реально тяжелее. Допустим, тот же КВН, реально у ребят он пишется тяжело, ведь он проходит кучу стадий редактуры и всего прочего, а в импровизации ты вышел — и всё, делай что хочешь.
— Выходя на сцену с отработанным материалом, комик знает, чего ждать от аудитории. С импровизацией сложнее? Бывает, что не «заходит»?
— Конечно, бывает, что не заходит, бывает, что через раз, бывают очень тяжёлые зрители, которых нужно «раскачать», которые приходят с настроением «ну, давай, шути, что ты там сделаешь?». Но мне кажется, что гораздо интереснее выходить с импровизацией, сам не знаешь, что от себя ожидать. Да, в КВН и на стендапе материал отработанный, но даже там не всегда понятно, как отреагируют люди на шутку, которую ты уже десять лет рассказываешь. Каждый раз реакция разная. С импровизацией забавнее, потому что ты сказал и забыл, бывает, что не заходит, но мы стараемся. Бывают такие игры, когда каждая шутка заходит, даже какая-то «минимальная» залетает в зрителя, когда зал не «тяжёлый». Всё зависит от зала и зависит от нас.
— Зритель может стать участником этого торжества юмора?
— Почти во всех форматах так или иначе участвуют зрители, они нам очень нужны. Они накидывают нам темы для шуток, сами выходят на сцену и помогают нам.
— Достижения в этом проекте открывают новые двери в большой мир российского юмора?
— Проект новый, и он только набирает популярность, но если ты классно шутишь у себя в регионе, тебя заметит креативная группа, они посмотрят материалы с джемов в Архангельской области и, возможно, позовут проект, который они снимают для VK Видео. У нас нет гарантий, что, скажем, 10 человек от Архангельской области гарантированно потом поедут сниматься. Но тут есть возможность чем-то зацепить и заинтересовать.
— Каким Вы видите будущее «Джема»?
— На мой взгляд, это проект, который будет трансформироваться и превращаться в нечто большее, как это было с «Импровизация. Команды». Тогда регионы друг к другу ездили — это было очень масштабно. «Джем», конечно, поспокойнее, чем предыдущий проект, но и он будет меняться.