Соловецкое сидение — одно из ярких и трагичных событий истории Бунташного века. Оно связано с восстанием монахов и мирян против церковных реформ патриарха Никона. Лекция проходила в зале, где представлены экспонаты выставки «„Нет праведника без почитания книжного“ Рукописная книга Русского Севера XVI–XX веков». Слушатели могли до и после лекции ознакомиться с интереснейшими экземплярами старообрядческих сборников, богато иллюстрированных миниатюрами.

Автор погрузилась в события давних лет: рассказала о причинах восстания, его ключевых датах и последствиях, которые оно за собой понесло. Удивительным образом оказываются связаны исторические эпохи, причинно-следственные связи от настоятельства Филиппа Колычева до современности. 

Большой интерес у слушателей, среди которых были в том числе выпускники исторического факультета, учителя истории архангельских школ, вызвали спорные вопросы о периодизации «сидения», о социальном составе участников, судьбах оставшихся в живых защитников павшей крепости.

Елена Шурупова подчеркнула, что «Соловецкое сидение» по своему размаху, силе, влиянию на старообрядческое движение однозначно является событием всероссийского масштаба.

Отметим, что Солове́цкое восста́ние, или Соловецкое сиде́ние называют вооружённое сопротивление насельников Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона. Из-за отказа монастыря принять нововведения правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. 

Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря. Боевые действия различной интенсивности продолжались несколько лет и завершились лишь в 1676 году падением Соловецкого монастыря.