Всего станция дрейфовала в высоких широтах порядка полутора лет. Следующая научная экспедиция «Северный полюс — 42» стартует уже осенью этого года.

2 мая представители Арктического и Антарктического института заявили, что дрейфующая станция «Северный полюс-41» завершила работу в высоких широтах Северного Ледовитого океана. В настоящее время судно дрейфует в ожидании  благоприятных погодных условий для продвижения в Мурманск, откуда самолетом полярников доставят уже в Санкт-Петербург.

Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» с октября 2022 года осуществляла автономный дрейф среди бескрайних полярных льдов. В ходе исследований ученым удалось выявить увеличение скорости дрейфа арктического льда и получить ценные данные для дальнейшего анализа климатических изменений в Арктике и прилегающих районах.

— Экспедиция «Северный полюс-41» стала большим успехом российских ученых, конструкторов и судостроителей. Уникальный, а десять лет назад, казалось, фантастический проект, задуманный в стенах Арктического и антарктического научно-исследовательского института, был реализован и полностью подтвердил свою целесообразность не только с научной, но и с экономической стороны. На десятки лет мы будем обеспечены актуальными и точными данными о природной среде Арктики и укрепим свои позиции в высоких широтах. Завершившаяся экспедиция принесла обширный объем научных данных, которые уже анализируются нашими учеными. В августе судно будет готово к выходу в очередной рейс. Дрейфующая станция «Северный полюс-42» начнет свою работу уже осенью этого года, — отметил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

Напомним, что торжественная церемония спуска на воду ледостойкой самодвижущейся платформы проекта 00903 «Северной Полюс» состоялась 18 декабря 2020 года на предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Строительство исполинской платформы началось в 2018 году. Её длина составляет 83,1 метра, ширина — 22,5 метра, водоизмещение — более 10 тысяч тонн, мощность двигателя — 4,2 мегаватта. Судно способно развивать скорость до 10 узлов. Экипаж платформы — 14 человек, научный персонал — 34 человека. Запас топлива позволяет платформе работать в Арктике непрерывно до двух лет, а срок службы ЛСП — не менее 25 лет. 

Стоимость ледостойкой платформы «Северный полюс» составила порядка 9 миллиардов рублей — это настоящее чудо современной научной и инженерной мысли. Она одновременно является и местом проживания экипажа, и транспортным средством, и передовым научно-исследовательским центром. Внутри расположены 15 лабораторий и серверная система хранения полученных данных, а в корпус встроены датчики для изучения текущей ледовой обстановки. Также в арсенале учёных имеются беспилотные летающие аппараты, метеорологические буи и даже управляемые подводные аппараты.