Северная Двина помнит много значимых вех истории. В годы Великой Отечественной войны спокойную речную гладь тревожили сотни кораблей союзников. В Архангельск по ленд-лизу прибывали северные конвои. С августа 1941-го по май 1945 года в наши порты, а также в Мурманск в сопровождении военных кораблей пришли почти 1500 торговых судов. Именно они доставили в СССР около половины всех грузов, необходимых фронту.

В Поморье основная работа по перевалке грузов была развёрнута в шести портовых районах: в Молотовске, он же Северодвинск, Экономии, Мосеевом острове, Правом и Левом берегу и на Бакарице. Мы сделаем остановку в последнем порту и расскажем, какую роль сыграла Бакарица в годы Великой Отечественной войны. А поможет в этом заместитель директора государственного архива Архангельской области Василий Трофименко.

— Об объёмах работы порта Бакарица мы узнаём из фонда «Архангельский морской торговый порт», где сохранились различные ведомости, отчёты, графики, согласно которым работали все участки морского порта, — рассказывает заместитель директора государственного архива Архангельской области Василий Трофименко. Благодаря этим документам мы в том числе узнаем, сколько Бакарица погружала и загружала в год, какие товары шли на экспорт, а какие поступали от союзников по ленд-лизу. Это, конечно, был лес, наш северный лес, это была хромовая руда, которая необходима была для производства военной промышленности союзников, также это были и продукты, такие как сахар, хлеб, рыба. Из всего этого мы можем сделать вывод, что Бакарица, как и остальные участки порта, были важными звеньями для поставки всего необходимого для нашей Красной армии.

Василий Трофименко

Однако прежде чем что-то разгрузить, это ещё нужно и доставить. О трудностях навигации и не только рассказал старший научный сотрудник Архангельского краеведческого музея Игорь Гостев.

— Действительно, порт, построенный в годы Первой мировой войны, имел свои особенности, он никак не был рассчитан на то, чтобы принимать большие океанские суда 25 лет спустя после постройки, и трудности эти нам показал приход ещё первого конвоя союзного «Дервиша», — объясняет старший научный сотрудник Архангельского краеведческого музея Игорь Гостев. Дноуглубительные работы были выполнены достаточно быстро и качественно, судоходное русло было углублено на подходе к порту Бакарица до 9–10 метров, и порт уже работал на полную мощность, однако были другие трудности — наши природно-климатические условия. Зимой, несмотря на то, что в Архангельске сосредоточилась большая флотилия ледоколов, мощных по тому времени ледоколов, мы не могли обеспечить круглогодичную проводку судов к причалам порта Бакарица. В результате под разгрузку судов были отданы причалы 402-го завода — нынешнего СЕВМАШ-предприятия, ставшего шестым участком Архангельского морского порта.

Игорь Гостев

Портовые сооружения на Бакарице были деревянными — набухали и гнили, поэтому требовали замены. Народный комиссариат морского флота, который отвечал за этот участок в конце 1941 года, решил обновить причалы и подвести как можно ближе к воде рельсы для более эффективной разгрузки судов.

Естественно, реконструкция началась уже в конце 41-го, начале 42-го года. Было одобрено техническое задание, собирались пожелания и от порта железнодорожной станции Бакарица, и вот одно из таких дел — это приказ Народного комиссариата морского флота об утверждении технического проекта реконструкции портового района Бакарица, — рассказывает Василий Трофименко. Оно у нас тоже в архиве сохранилось, и благодаря ему мы можем узнать о тех особенностях реконструкции и о тех требованиях, которые предъявляло военное время и военная разгрузка и погрузка судов для нашего морского торгового порта.

— Порт был важной целью при бомбёжках Архангельска. Ведь все поставки шли морем, — объясняет Игорь Гостев. — В ночь с 21 на 22 сентября здесь, у причала порта Бакарица, выстроились на разгрузку 11 судов из Америки и Англии. Причалы были завалены взрывчаткой, боеприпасами, и в этот момент начался налёт. Местные силы противовоздушной обороны, конечно, сумели расстроить ряды фашистской авиации, но бомбы падали. К счастью, бомбы упали буквально в русло реки — чуть-чуть задели северную окраину порта. Там не было боеприпасов. В эту же бомбёжку как раз был разрушен канифольный завод, расположенный буквально в нескольких сотнях метров от северной оконечности порта Бакарица, но, к счастью, ни одно судно не пострадало. За это мы должны быть благодарны прежде всего мужеству моряков, которые вместе с силами местной противовоздушной обороны точно так же обороняли свои суда от налётов фашистской авиации.

Теперь речную гладь Северной Двины не тревожат военные корабли. На Бакарицу, как и в другие порты, прибывают в основном торговые суда. И это плод той Победы, которая была добыта ратными подвигами и самоотверженным трудом наших предков. Их кровью и потом. Нам же, в свою очередь, как потомкам, нужно ценить и хранить это мирное небо над головой.