Он отметил, что прошедший год его команда посвятила разработке и подготовке к реализации нескольких стратегических проектов, включая развитие Архангельского транспортного узла.
— Северный морской путь сегодня — это главная судоходная артерия Российской Арктики и единственная океанская коммуникация, которая на всем своем протяжении проходит по территориальным водам Российской Федерации, являясь одним из важнейших элементов экономики арктических регионов. От этого и роль нашего региона в условиях санкционных ограничений, необходимости изменения логистики существенно возрастает, — сказал Александр Цыбульский. — В прошлом году мы начали серьезно работать над возможностями развития Архангельского транспортного узла. Нам необходимо еще больше использовать нашу портовую инфраструктуру, развивать ее комплексно, тем более, что сегодняшние реалии позволяют делать это при серьезной стимулирующей роли государства.
Чтобы развивать Северный морской путь, нужно развивать Архангельск. Поэтому в прошлом сентябре утвердили комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. Он включает в себя как улучшение существующей инфраструктуры, так и создание совершенно новых объектов.
Один из главных проектов в этом плане — строительство глубоководного порта в Двинском заливе Белого моря. Суда там смогут заходить с осадкой до 14,5 метра и водоизмещением до 75 тысяч тонн.
Архангельск играет важную роль в Северном морском пути. Здесь можно принимать корабли с осадкой до 9,2 метра и водоизмещением до 35 тысяч тонн. А ещё отсюда можно выходить в мировой океан круглый год, не пересекая территориальные воды других стран.
— У нашего порта есть преимущество, которое позволяет осуществлять морские рейсы как по Северному морскому пути, так и через Суэцкий канал: время следования судна из Архангельска в Шанхай через Суэцкий канал составляет 53–58 дней, а по Севморпути — в два с половиной раза меньше: 20–22 дня. Это на 10 дней быстрее, чем даже из Санкт-Петербурга по СМП, — подчеркнул Александр Цыбульский.
Кроме обычных перевозок вдоль берега, по Северному морскому пути активно развивается экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В прошлом году впервые за 10 лет отправили прямой рейс из Архангельска в Шанхай по Севморпути. Китайский перевозчик планирует увеличить число таких рейсов до 12 за летне-осеннюю навигацию этого года и дальше увеличивать их количество.
Пару недель назад подписали соглашение с логистической группой «Торгмолл», которая лидирует в сфере морских перевозок. После рабочей поездки делегации Архангельской области в КНР, где представили возможности морского порта столицы Поморья, интерес китайской стороны к сотрудничеству с регионом вырос ещё больше.
В прошлом году впервые отправили субсидируемый морской рейс Атомфлота в морские порты Дальнего Востока и обратно. Грузы на таких рейсах перевозят по льготным тарифам морского фрахта. По словам губернатора, заинтересованность грузоотправителей высока — потенциальная грузовая база составила около 17 тысяч тонн.
— По итогам нашей недавней бизнес-миссии в Республику Беларусь Архангельскому морскому торговому порту удалось наладить контакты с крупнейшим в республике логистическим оператором — «Белтаможсервис». Есть договоренность о подписании соглашения о сотрудничестве, в рамках которого белорусская сторона будет предлагать мощности морского порта Архангельск своим основным грузоотправителям, — сообщил Александр Цыбульский. — Должен отметить, что в настоящее время объем экспортного грузооборота Республики Беларусь, который проходит через территорию Российской Федерации, составляет порядка 20 миллионов тонн, и имеющиеся компетенции стивидоров нашего порта интересуют белорусских экспортеров. Они посещали наш порт, думаю, в ближайшее время будем развивать с ними взаимоотношения в части организации перевалки контейнеризированного груза, металлопродукции, оборудования и техники.
В настоящее время остро стоит вопрос о переориентации перевалки российских минеральных удобрений. Западные санкции закрыли доступ российских производителей к морским портам Прибалтики, через которые исторически осуществлялась перевалка такой продукции. В результате дефицит портовых мощностей для перевалки минеральных удобрений российских производителей составляет около 6 миллионов тонн в год.
Морской порт Архангельск рассматривается как альтернативный пункт перевалки минеральных удобрений. Терминалы порта уже готовы обеспечить перемещение свыше 1 миллиона тонн в год, и уже около шести судов с этой продукцией отправились из порта в африканские страны. В ближайшее время планируются аналогичные рейсы в Индию.
Глава региона отметил, что санкционные ограничения прошлого года помогли выявить и использовать ранее незадействованные логистические резервы и портовые мощности Архангельска.
Напомним, что сегодня губернатор Архангельской области Александр Цыбульский выступает на сессии Архангельского областного Собрания с ежегодным отчетом о результатах деятельности регионального правительства в 2023 году. В начале выступления глава региона заявил о важности поддержки участников СВО и их семей.
Также стало известно, что в строительную сферу Поморья инвестируют 31 миллиард рублей.
Глава региона отметил, что, несмотря на открытую экономическую агрессию Запада в отношении России, которая напрямую затронула промышленность Архангельской области, сегодня по основным показателям социально-экономического развития региона наблюдается позитивный тренд.
Из отчета губернатора стало известно, что в Архангельской области заработная плата продолжает расти, а безработица — снижаться. В том числе таких результатов удаётся достичь благодаря национальному проекту «Демография».