Транспортная субсидия является самой востребованной мерой поддержки лесопромышленников в России. На протяжении нескольких лет действовало постановление Правительства России о субсидировании транспортных затрат для предприятий промышленности, в рамках которого они могли получать субсидии в размере 500 млн рублей в год, что позволяло хотя бы частично компенсировать резко возросшие логистические расходы при переориентации рынков сбыта продукции. Однако, лимит выделяемых средств по данному постановлению, правила предоставления субсидий и перечень субсидируемой промышленной продукции постоянно меняются, и всё это становится известным только накануне конкурса.

— Президент Российской Федерации 10 февраля 2023 года во время визита в Архангельскую область провел рабочее совещание по проблемам лесопромышленного комплекса и мерам поддержки предприятий лесопромышленного комплекса России в условиях санкционного давления со стороны недружественных государств, в ходе которого предложил Правительству Российской Федерации при необходимости доработать механизм субсидирования транспортировки промышленной продукции. Президент Российской Федерации отметил, что предприятиям нужно гарантировать стабильность условий и что мера поддержки должна действовать не менее трех лет, — говорит председатель комитета областного Собрания по лесопромышленному комплексу, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии Александр Дятлов.

К сожалению, в 2024 году большинство лесопромышленников не смогут воспользоваться поддержкой в рамках постановления. Во-первых, общий размер финансирования в текущем году был сокращен почти в два раза — с 8,5 млрд рублей до 4,8 млрд рублей, а лимит компенсации на одно лесопромышленное предприятие был снижен с 500 до 300 млн рублей. По факту этими средствами по всей стране смогут воспользоваться лишь около 15 компаний, а значительная часть предприятий останется без поддержки.

— Процедура получения субсидии несовершенна и непрозрачна: ограничение лимита компенсации приводит к тому, что выделенные из бюджета средства быстро заканчиваются, а субсидии достаются тем, кто быстрее всех подал заявку. При таком подходе абсолютно не соблюдается принцип рациональности и справедливости распределения субсидий, что делает данную меру поддержки нерабочей, — подчеркнул Александр Дятлов.

В связи с этим депутаты предлагают профильному министру пересмотреть механизм распределения транспортных субсидий — пропорционально понесенным транспортным расходам, вне зависимости от очередности подачи заявок. Кроме того, парламентарии считают необходимым увеличить объем финансовых средств на цели субсидирования транспортных затрат, а также лимит на одно предприятие для лесопромышленного комплекса с 300 до 500 млн рублей (аналогично другим отраслям промышленности).