31 июля на мыс Заяцкий отправится большая исследовательская экспедиция, целью которой является начало подготовительных работ по созданию индустриального парка на территории бывшего Унского лесозавода.

В экспедиции примут участие сотрудники национального парка «Онежское Поморье», Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Института археологии Российской академии наук, Международного центра реставрации, а также журналисты ГТРК «Поморье».

Работа специалистов из разных городов призвана представить в ходе проекта советскую повседневность индустриальных посёлков 1930-х-1950-х гг.

Реставраторы произведут фотофиксацию объектов, их обмеры и предложат план дальнейшей консервации уникальных локомобилей. Исследователи выработают предложения по присвоению статуса объектов культурного наследия регионального значения для этих уникальных машин. Специалисты Кунсткамеры, которые взаимодействуют с Парком уже порядка 10 лет, сделают картографию выявленных археологических объектов с помощью квадрокоптера, а геодезисты создадут цифровую модель местности для проектируемого индустриального парка.

Также впервые будет проведён сбор полевой информации от жителей Пертоминска об истории Унского лесозавода. Полученные материалы в будущем дополнят выпущенную Парком в этом году книгу о спецпереселенцах «Излом».

Напомним, что в марте этого года проект «Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья» стал одним из трёх проектов от Архангельской области, получивших финансовую поддержку на реализацию своих планов по итогам конкурса «Индустриальный эксперимент» Фонда Потанина. Выделенные средства пойдут на проведение подготовительных работ по созданию индустриально-мемориального парка на месте бывшего Унского лесозавода на Онежском полуострове.

Впервые паровые машины бывшего Унского лесозавода были обнаружены на мысе Заяцком в 2022 году в ходе экспедиции Русского географического общества. В разрушенных цехах исследователи тогда обнаружили локомобили — паровые энергоустановки английской фирмы, именуемой с 1862 года как MARSHALL SONS & Co GAINSBOROUGH. До 1914 года фирма занимала около 30% российского рынка локомобилей. Вероятнее всего, прибывшая в Архангельск накануне Первой мировой войны партия локомобилей не успела отправиться в центральные губернии и «застряла» в порту. В условиях военного времени энергоустановки были реализованы на месте и стали частью местного лесозавода.