Гостей музея ждало большое количество познавательных мероприятий. В том числе им рассказали об истории маяков в мире в целом и в Поморье в частности.

Маяки — это неотъемлемая часть судоходства. Как рассказали сотрудники музея, плавать по морю люди начали несколько тысяч лет назад. Почти одновременно с этим появились и маяки. Задачи у них изначально были самые разные и далеко не всегда они служили благородному делу.

Например, бывали ложные маяки. Их ставили, чтобы заманить судно на мель, оно бы там разбилось и его ограбили.

Но, естественно, одной из важнейших функций маяков всегда было предостережение об опасности.

Первые маяки представляли собой некий костёр на возвышенности. Самый известный маяк древнего мира — это Александрийский маяк на острове Фарос около египетского города Александрии.

Естественно, что чем больше развивалось мореплаванье, тем сильнее становилась потребность в маяках. Появляются они и на Белом море. Изначально они были деревянными, и далеко не всегда у них присутствовало освещение.

Первый освещаемый маяк появился в Онежском заливе. Это была деревянная башня, в которой был установлен источник света. Эта конструкция была установлена для судов, на которых везли лес.

Естественно, что за всю историю судоходства в наших краях было установлено большое количество маяков. До наших дней дошли, конечно, не все. Одним из самых известных в нашем регионе сегодня является маяк Белая башня, расположенный на острове Мудьюг.

Макет маяка Белая башняМакет маяка Белая башня

При его постройке за образец был взят находящийся в Балтийском море Толбухин маяк. Строительство было довольно тяжелым. Главная проблема заключалась в доставке строительных материалов. В результате было потрачено порядка 70 тысяч рублей. Для XIX века это просто гигантская сумма. Но когда строительство завершилось, то оказалось, что нужно доработать конструкцию и на это требуется еще 200 рублей. Казалось бы, сумма совсем небольшая по сравнению с уже потраченной. Но по этим 200 рублям переписка велась целых два года. Когда же требуемая сумма была выделена, маяк, наконец, начал функционировать. Произошло это в 1838 году.

Конечно, Белая башня неоднократно претерпевала изменения. Теперь она окрашена в ярко-желтый цвет. Но главное, что она продолжает функционировать и выполнять свои функции.

Кстати, так уж исторически повелось, что большинство маяков находятся в труднодоступных местах. Постепенно рядом с ними стали появляться метеорологические станции.

Больше о том, какие бывают маяки и для чего их используют в наше время можно узнать в Северном морском музее.