Тема форума — «Арктика — на шаг впереди» — отражает стратегическую важность этого региона для России. Президент РФ Владимир Путин неоднократно подчёркивал, что освоение и развитие Арктики является приоритетной задачей. Для этого была разработана стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года.

Помощник Президента России Николай Патрушев в своём приветствии участникам форума отметил важность вопросов освоения и гармоничного развития Арктики.

— Президент Российской Федерации поставил новые задачи в сфере обеспечения безопасности в Арктике, расширения международного взаимовыгодного сотрудничества, поступательного наращивания мощностей промышленных предприятий, формирования на базе Северного морского пути конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации, — значится в обращении Николая Патрушева. — Нам важно укреплять свое присутствие в регионе, реализовывать масштабные инфраструктурные проекты, поддерживать научно-исследовательские инициативы. При этом необходимо сохранить хрупкую уникальную природу приполярных территорий.

На пленарном заседании форума «Арктика — на шаг впереди» обсуждались важные вопросы, связанные с развитием Арктического региона. В частности, речь шла о доступности минерально-сырьевой базы Арктики, развитии атомной энергетики малой мощности, реализации инвестиционного потенциала и перспективах нового глобального маршрута — Северного морского пути. Также были рассмотрены возможности Арктики как зоны международного сотрудничества.

Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков обратился к участникам форума в режиме видео-конференц-связи.

— Сегодня мы являемся участниками создания новой главы в развитии мировой Арктики, — сказал Алексей Чекунков. — Половину мировой Арктики занимает Арктическая зона РФ. С 2020 года утверждены и реализуются одобренные Президентом стратегические документы: Основы государственной политики в Арктике и Стратегия развития Арктической зоны до 2035 года. Наши стратегические приоритеты: обеспечение суверенитета, развитие стратегической ресурсной базы и Северного морского пути, сохранение экологического баланса и, конечно, самое важное, повышение качества жизни людей. Тех, кто своими руками создает благополучие в Российской Арктике, связывает свою судьбу, создает и расширяет свои семьи на Русском Севере.

Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики поделился некоторыми результатами реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации.

— В регионе создана крупнейшая в мире свободная экономическая зона площадью почти пять миллионов квадратных километров. Реализуются почти 900 инвестиционных проектов объемом два триллиона рублей. Фактически инвестированы более 600 миллиардов рублей, создано 16 тысяч новых рабочих мест. Действуют две территории опережающего развития. Перечень механизмов государственной поддержки совершенствуется и расширяется: в ближайшее время ожидаем решения Правительства России о создании новой ТОР — «Столица Севера» в Архангельской области — для реализации инвестиционных проектов на территории региона, то, о чем договаривались год назад в Архангельске на таком же форуме, — сказал Алексей Чекунков.

В своём выступлении губернатор Архангельской области Александр Цыбульский подчеркнул, что в свете геополитических тенденций международное сотрудничество арктических регионов с дружественными странами становится особенно актуальным.

Глава региона отметил, что бизнес Архангельской области, который долгое время ориентировался на европейские рынки, теперь активно развивает партнёрские отношения с азиатскими странами. Например, около 60% продукции лесопромышленного комплекса, который сильно пострадал от секторальных санкций, сейчас экспортируется в страны Юго-Восточной Азии, включая 57% в Китай. При этом уже в этом году наблюдается устойчивый рост экспорта продукции ЛПК в восточном направлении.

— В среднесрочной перспективе наши предприятия планируют наращивать экспорт пиломатериалов в Турцию и Индию, фанеры — в Египет и страны ближнего зарубежья. Серьёзную работу мы ведём и в направлении экспорта продукции глубокой переработки древесины, — сказал Александр Цыбульский.

В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» реализуются гибкие форматы взаимодействия. По поручению президента России этот проект продлён до 2030 года. К 1 сентября 2024 года планируется скорректировать его ключевые показатели и мероприятия.

По решению главы государства создана новая комиссия Госсовета по направлению «Международная кооперация и экспорт». Её возглавил губернатор Архангельской области.

На форуме «Арктика — Регионы» Александр Цыбульский поднял тему развития совместного научно-исследовательского и инновационного потенциала. Также обсуждалось участие в энергетических и инфраструктурных проектах, в том числе в сфере морской логистики.

— Арктические моря сейчас являются важнейшей ареной, где решаются вопросы обеспечения национальной безопасности страны, защиты её экономических, политических и военных интересов, не говоря уже об их огромной важности для решения вопросов продовольственной безопасности, я имею в виду северный завоз на труднодоступные территории. В этом контексте становится особенно актуальным использование возможностей Северного морского пути, — подчеркнул Александр Цыбульский.

В настоящее время из-за увеличения расходов на перевозку грузов и напряжённой ситуации в Красном море многие крупные международные логистические компании выбирают морской маршрут, который проходит вокруг мыса Доброй Надежды и не включает в себя Суэцкий канал. Этот маршрут из Санкт-Петербурга в Китай занимает 90 дней.

С другой стороны, порт Архангельск является самым близким арктическим портом к центру России. Расстояние от столицы Поморья до Китая по Северному морскому пути составляет всего 22 дня.

— Морской порт Архангельск выгодно расположен с точки зрения географии. Он находится вдалеке от внешних границ с европейскими странами и всегда готов стать альтернативой для перевозки грузов по трассе Севморпути в обход европейского побережья. У порта есть прямой выход через Белое море в Мировой океан как в западном, так и в восточном направлении без ограничений по проливам, что позволяет осуществлять морские рейсы как по Северному морскому пути, так и через Суэцкий канал. Время следования судна из Архангельска в Шанхай через Суэцкий канал — 53–58 дней, по СМП — 20–22 дня, что мы и делаем с нашими китайскими партнёрами с прошлого года, — рассказал глава региона, подчеркнув, что проектные мощности порта по грузообороту составляют порядка 11 млн тонн в год при фактической обработке на данный момент в среднем от 4 до 6,5 млн тонн.

Грузопоток через порт Архангельск растёт как в западном, так и в восточном направлении по Северному морскому пути. По словам губернатора, в ближайшие три-четыре года портовые мощности будут полностью загружены.

Это связано с несколькими факторами:

  • организацией субсидируемых каботажных перевозок;
  • перенаправлением более 1 млн тонн минеральных удобрений российских производителей для перевалки через морской порт Архангельск в страны Африки, Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • организацией регулярной контейнерной линии из портов КНР в морской порт Архангельск.

Кроме того, достигнуты договорённости с Республикой Беларусь об организации перевозок белорусского экспорта по СМП.

Правительство РФ утвердило комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года. Он включает в себя мероприятия по развитию действующей инфраструктуры и созданию принципиально новых объектов. Например, планируется построить глубоководный район морского порта Архангельск в Двинском заливе Белого моря.

Развитие Арктической зоны также связано с привлечением капитала крупных инвесторов. Для этого существует специальный преференциальный режим резидентства АЗРФ. Инвесторы получают налоговые льготы, земельные участки без торгов и таможенные преференции.

В Архангельской области зарегистрировано 226 резидентов. Они планируют инвестировать более 140 млрд рублей и создать более 7000 новых рабочих мест. Фактически в экономику региона уже привлечено 24,9 млрд рублей, создано порядка 3,5 тысячи рабочих мест.

Губернатор Архангельской области предложил пересмотреть условия резидентства в Арктической зоне.

— Мы видим сегодня, что многие предприятия начинают идти по пути перерегистрации в преференциальных режимах, до этого занимаясь довольно эффективной и прибыльной деятельностью с экономической точки зрения. Мне кажется, что здесь нам надо вспомнить о том, что изначально все преференциальные режимы, начиная от особых экономических зон, территорий опережающего развития, резидентства в Арктической зоне, были задуманы как инструменты создания новых экономических активностей, новых предприятий, новых производств. Вот это очень важно помнить и не делать это инструментом для ухода от нормального стандартного налогообложения. Уверен, что я отражаю мнение всех арктических губернаторов в этой части, — сказал Александр Цыбульский.

С точки зрения роста инвестиционной активности, ключевыми станут проекты, которые включены в мастер-план развития Архангельской агломерации. Также важно будет решение о создании территории опережающего развития «Столица Севера», о чём упомянул в своём выступлении на форуме Алексей Чекунков, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

— Мы надеемся, что в ближайшее время это решение состоится. Уже год, как мы работаем с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и другими федеральными органами исполнительной власти над проектом создания территории опережающего развития. Эта работа была долгой, очень тщательной, очень детальной, но мне кажется, благодаря такому серьёзному подходу ко всем условиям создания ТОР нам удалось создать очень сбалансированную структуру будущей территории, и уверен, что она внесет существенный вклад в развитие экономики нашего региона. Всех планирующих инвестировать в экономику Архангельской области, создавать здесь новые производства, я призываю этим очень выгодным режимом воспользоваться и стать резидентами создаваемой территории опережающего развития, — сказал Александр Цыбульский.