15 сентября команда ученых и полярников Арктического и Антарктического научно-исследовательского института вновь отправилась в северные полярные широты, чтобы продолжить фундаментальные исследования природной среды, необходимые для понимания процессов глобального изменения климата, сбора важных данных для развития навигации на трассе Северного морского пути и уточнения границ континентального шельфа Российской Федерации. Ледостойкая платформа «Северный полюс» после прохождения необходимых процедур и планового освидетельствования в Санкт-Петребурге, совершила переход в Мурманск, откуда отправилась к месту дрейфа.

Фото Арктический и антарктический институт (ААНИИ)Фото Арктический и антарктический институт (ААНИИ)


— Арктика — территория будущего. Главенство в регионе, обладающем уникальной экосистемой, богатейшими запасами и колоссальными логистическими возможностями, обеспечивает нашему государству устойчивые позиции в мире. В период дрейфа будет собран обширный массив данных, который впоследствии будет использован для понимания и планирования многих процессов в различных областях науки и хозяйственной деятельности», — отметил Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

В Арктике ученые реализуют свыше 50 различных научных программ с целью изучения изменений природной среды Арктики и оценки степени уязвимости экосистем этого уникального региона планеты. Также продолжатся исследования геологического строения дна Северного Ледовитого океана, необходимые для уточнения внешней границы континентального шельфа Российской Федерации и других научных задач. 

Фото Арктический и антарктический институт (ААНИИ)Фото Арктический и антарктический институт (ААНИИ)

Учёными будет собран обширный массив данных о состоянии природной среды, которые расширят наши представления о процессах, протекающих в Арктике, и могут быть использованы для принятия ключевых стратегических решений. В том числе, относительно строительства ледокольного флота, развития навигации на трассе Северного морского пути, перспектив ведения рыболовства и иной хозяйственной деятельности. На сегодняшний день только Россия может проводить такие длительные комплексные работы в высоких широтах арктического региона.

Напомним, что в мае текущего года станция «Северный полюс-41» завершила работу в высоких широтах Арктики, после чего благополучно вернулась в Мурманск. 

Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» с октября 2022 года осуществляла автономный дрейф среди бескрайних полярных льдов. В ходе исследований ученым удалось выявить увеличение скорости дрейфа арктического льда и получить ценные данные для дальнейшего анализа климатических изменений в Арктике и прилегающих районах.

Торжественная церемония спуска на воду ледостойкой самодвижущейся платформы проекта 00903 «Северной Полюс» состоялась 18 декабря 2020 года на предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Строительство исполинской платформы началось в 2018 году. Её длина составляет 83,1 метра, ширина — 22,5 метра, водоизмещение — более 10 тысяч тонн, мощность двигателя — 4,2 мегаватта. Судно способно развивать скорость до 10 узлов. Экипаж платформы — 14 человек, научный персонал — 34 человека. Запас топлива позволяет платформе работать в Арктике непрерывно до двух лет, а срок службы ЛСП — не менее 25 лет.