Вместе с депутатами и представителями регионального правительства в дискуссии приняли участие представители крупнейших предприятий ЛПК.

Лесной сектор экономики Поморья обеспечивает занятость почти 19 тысяч человек и дает более 10 процентов налоговых доходов в консолидированный бюджет Архангельской области.

— Комплекс мер поддержки предприятий ЛПК, поддержанных Президентом России и принятых на федеральном уровне, позволил нашим предприятиям перестроить производственные и логистические цепочки и удержать производственные показатели в 2023 году практически на уровне 2022 года, не допустив значительных падений, — сообщила заместитель министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Ирина Панасечкина.

Исключение составили пеллеты, по которым снижение составило почти в 3 раза, что обусловлено закрытием традиционных рынков сбыта и слишком дорогой логистикой для перенаправления продукции в другие регионы. В связи с этим участники совещания предложили вернуться к идее адресной субсидии на перевозку пеллет.

Однако проблема перевозок продукции ЛПК гораздо шире. Производственники говорят о больших сложностях с транспортировкой по железной дороге: растут тарифы, сроки доставки затягиваются, планы не выполняются. Всё это ведет к недополученной прибыли и росту издержек.

— Лесопромышленники постоянно сообщают о том, что подвижного состава не хватает, отправляемые вагоны и платформы бросаются в пути и долгое время не могут дойти до грузоотправителя или грузополучателя. Несмотря на то, что провозные тарифы РЖД каждый год только растут примерно на 8 — 10 процентов, объемы перевозок лесных грузов снижаются и за два последних года упали более чем на 20 процентов. С началом 2025 года РЖД планирует снова увеличить провозной тариф на 17 процентов, — говорит председатель комитета Александр Дятлов.

Чтобы повлиять на ситуацию предлагается направить обращение в адрес РЖД и федерального министерства природных ресурсов о необходимости корректировки тарифов для лесопромышленников Северо-Запада. К тому же ранее была подобная практика — для производств ряда территорий применялся понижающий коэффициент.

Еще одна серьезная проблема, о которой говорят эксперты, это внедрение с 1 января 2025 года новой системы учета древесины ФГИС-ЛК. Проблема в том, что электронные данные, загруженные в систему, могут существенно отличаться от фактических запасов древесины на лесных участках по их реальным характеристикам — породному составу, объему и сортиментному выходу. При возникновении расхождения с лесной декларацией ФГИС-ЛК будет фиксировать нарушение и блокировать процедуру оформления сопроводительного документа, либо сформирует его с пометкой о нарушении.

— Лесопромышленники с 1 января 2025 года будут обязаны отражать любые операции с древесиной в новой программе, а также оборудовать системами спутниковой навигации с автоматической передачей данных во ФГИС-ЛК всю свою технику, в том числе используемую для заготовок древесины, ее погрузки и вывозки. Расходы по оборудованию новыми спутниковыми терминалами всей техники также предстоят существенные. Стоимость комплекта на одну единицу техники составит не менее 35 тысяч рублей, — сказал Александр Дятлов.

Кроме того, необходимо обучить работать в системе всех водителей, в том числе привлекаемых со стороны, а также обеспечить их дорогостоящим оборудованием. При этом зачастую за готовой продукцией приезжают машины из других стран, в которых не предусмотрена установка блоков «ЭРА-ГЛОНАСС», а без них не будет работать ФГИС-ЛК. В итоге грузоотправители и перевозчики могут столкнуться серьезными штрафными санкциями — от 200 до 400 тысяч рублей, а также конфискацией машин и продукции. Поэтому депутаты предлагают ввести мораторий на привлечение лесопользователей и перевозчиков к административной ответственности в связи с применением ФГИС-ЛК.

Участники заседания обратили внимание также на задержку на федеральном уровне с принятием закона о лесных дорогах — его отрасль ждет уже ни один год. Требует решения и вопрос доступа леспользователей к общедоступным полезным ископаемым, которые необходимы для устройства лесной инфраструктуры. Серьезным шагом вперед в решении проблемы сбыта пеллет могла бы стать модернизация энергетики. Сейчас в Архангельской области идет строительство и переоборудование 20 котельных, которые будут работать на биотопливе. Однако мощности региона по производству древесных гранул позволяют запустить свыше 150 таких объектов. При этом речь может идти не только о теплоснабжении, но и о генерации электроэнергии.