Илья Кузубов известен жителям Архангельской области своей экопросветительской деятельностью, в частности, проектом Общества защиты Ягринского бора и организацией фестиваля «Тайбола». Сейчас Илье 41. В своё первое путешествие он отправился ровно 20 лет назад, в 2004 году. Тогда он впервые поехал автостопом на фестиваль «Радуга» в Петербург, после отправился Москву и до 2012 года Илья активно путешествовал автостопом по всей стране, а также за её пределами. За короткий срок Илья посетил Сибирь, Хакасию, Карпаты, Крым. По словам путешественника, за всю свою жизнь он проехал автостопом более 15 тысяч километров.
Первым большим путешествием за границы России стала поездка в 2012 году вместе с капитаном Олегом Зайцем на бамбуковом плоту-катамаране вдоль берегов Сиамского залива в Таиланде от границы с Камбоджей. Тогда отважные исследователи преодолели почти тысячу километров по воде до границы с Малайзией. Затем были Таиланд, Вьетнам, Индонезия, Сингапур, Южная Корея, Иран, Марокко, ЮАР, Грузия, страны Скандинавии, Италия, страны СНГ и, наконец, Намибия. Всего Илья Кузубов посетил порядка 29 стран.
Космическая Африка
Намибию путешественник выбрал из-за необычного географического положения, но не только оно подкупило северянина.
— Это юго-Западная Африка. Крайне удаленная от нас, от родного Северодвинска страна. Туда примерно восемь тысяч километров по прямой. Дальше я бывал только на Мысе Доброй Надежды в ЮАР. Это крайне удаленное место. Во-вторых, Намибия — это очень интересное и красивая страна в плане природы. Пустыни и полупустыни, бесконечные саванны. Куда не глянь, всё какие-то космические пейзажи. И, несмотря на этот минимализм, они полны диких животных, — отметил в своём рассказе Илья Кузубов.
Птицы, антилопы, слоны, носороги, страусы, мангусты, огромные термитники — всё это поразило путешественника. Неспроста именно Намибия стала естественной декорацией для таких известных кинофильмов как «Безумный Макс», «Барби», телесериал «Фоллаут» по культовой компьютерной игре.
— Мы побывали в городе-призраке Колманскоп. Очень классное место, которое вызвало у нас неизгладимое впечатление, хотя и печальное. Это заброшенный и засыпанный песком поселок добытчиков алмазов, который выглядит абсолютно как в кино. Я был в тех местах, где снимали все эти фильмы. Я даже некоторые локации узнал! Это очень кинематографичная страна, — продолжил свой рассказ Илья.
На поездку в Африку активист копил два года. Поехать получилось, в том числе, благодаря успешной организации фестиваля «Тайбола». Илье удалось отбить вложения в проведение большого праздника, и по традиции, всё, что он заработал на Севере, было вложено в большое путешествие и яркие впечатления.
Страна, по словам Ильи, огромная. Посмотреть абсолютно всё там довольно трудно. Но, несмотря на это, все ожидания от поездки были полностью оправданы.
— В рамках тура с горным гидом мы проехали 4300 километров за десять дней. Это было очень насыщенное путешествие. Мы посетили Национальный парк Этоша, который называют «Сковородкой» за обилие плоских высушенных равнин, действительно жарких, как сковородка. Также мы побывали в частных заповедниках, посетили города Людериц и Уолфиш-Бей, прошли в горном массиве Спицкопп и в Каньоне Фишривер. В последнем, несмотря на название «рыбная река», никакой воды нет, не то что рыбы. Также мы побывали в городе-курорте Свакопмунд. Намибия — это бывшая немецкая колония, поэтому и городок можно представить как маленький кусочек Германии, который переместился в пустыню, на границу песка и океана. С одной стороны, там Атлантический океан, огромный, мощный и холодный, а с другой — жаркая пустыня. Поэтому на побережье там относительно умеренный климат, — поделился путешественник.
Гармония человека с природой
Самым интересным в Намибии Илья назвал её разнообразную природу. Города в стране не сильно выделяются масштабом, но выглядят гармонично с окружающей средой и красиво. Даже столица страны — город Виндхук, состоит преимущественно из малоэтажных построек. Илья Кузубов связывает малоэтажное строительство в Намибии с наличием больших пространств для расселения. Страна просторная, смысла в монструозных мегаполисах там нет.
— Да, мы встречали какие-то тренчтауны и действительно бедную Африку, когда люди живут совсем уж в каких-то тяжелых условиях, но в основном все было прилично. Там очень хорошие дороги, даже грунтовые. По ним можно без проблем ездить на высокой скорости. Страна наполнена кемпингами для самостоятельного путешествия, причём кемпенги очень хорошего качества. Во многих есть бассейны, электричество, я уже не говорю про душ, туалет и все остальное. Лагеря для автотуристов, домики для тех, у кого нет палатки с собой: инфраструктура для подобных путешествий там идеальная, — отметил Илья.
По словам организатора «Тайболы», у Намибии и Архангельской области имеется любопытное сходство. Дома, которые строили в Немецкой слободе и центре Архангельска в начале ХХ века, очень перекликаются по архитектурному стилю с постройками того же периода в городах Людериц и Свакопмунд.
— Это удивительно! Дома в Архангельске, построенные в норвежско-голландском стиле с башенкой в начале 1900-х годов очень похожи на дома того же периода в Намибии! Только в Намибии они в хорошем состоянии и, в отличие от домов в столице Поморья, действующие, отремонтированные и в них живут люди, — продолжает рассказ Илья Кузубов.
Илья рассказал, что ему удалось попробовать национальное блюдо — билтонг, приготовленное из мяса различных видов антилоп особым способом. Также в прибрежных областях Намибии, по словам путешественника, имеется разнообразная кухня из морепродуктов: моллюсков, рыбы, крабов и омаров. Распространены в стране и европейские яства вроде вина местного производства и разнообразных сыров.
Самым ярким впечатлением на всю жизнь для Ильи стало сафари. В саванне удалось увидеть слонов, зебр, антилоп, львов, гепардов, носорогов и несколько видов фламинго.
— Мы стали свидетелями, как происходит водопой: ночной и дневной. Там главные гопники на районе — это слоны. Они всегда самые большие и самые сильные. Если слон подошел к водопою, все остальные животные сразу отступают. И пока стадо слонов не напьётся воды, не наплещется, другие животные к ним не подходят, потому что слоны их сразу отгоняют. Очень много было жирафов, страусов, антилоп гну, — продолжил рассказ Илья.
По словам путешественника, птиц тоже было достаточно много. В глаза путников сразу бросались большие и причудливые гнезда птичек, которых называют «общественный ткач».
Птица создаёт необычные гнезда-капсулы, которые сплетает в огромные многоквартирные «многоэтажки» на несколько десятков и даже сотен особей. Птички, как отметил Илья, совершенно не боятся человека и прилетали на завтрак к туристам ранним утром.
Также прилетали и местные скворцы — красноклювый ток, которых можно вспомнить из мультфильма «Король лев». Птичку с длинным клювом местные жители с иронией ещё называют «летающий банан» за внешнее сходство.
Местные жители
Поделился Илья Кузубов и наблюдениями за жителями Намибии.
— Поскольку там много пустынь и полупустынь, то страна очень слабо заселена. Коренное население там — это так называемый бушмены, собирательная группа народов, у которых нет своего самоназвания. Некоторые антропологи даже считают их отдельной веткой развития человечества. Это, как правило, невысокие люди с желтоватой кожей. У них удивительно звучащий цокающий язык. Бушмены всегда кочевали и были ещё в полу первобытном виде, когда начались колонизаторские войны европейцев. Существует хороший фильм, старая комедия «Наверное, боги сошли с ума», так вот это как раз про самого известного бушмена в мире, — продолжил Илья Кузубов.
Простые жители страны особого интереса к туристам из России не проявляли — для них это были простые европейцы с деньгами. Местами гостям из Архангельской области непременно пытались что-то продать или выпросить немного денег. Каких-то криминальных или экстраординарных событий Илья Кузубов в Намибии не встретил, но отметил, что страна достаточно чистая, бытового мусора, свалок и бутылок вдоль дорог он не видел.
— Национальное разнообразие в Намибии очень высокое. Для нас Африка представляется на севере как место расположения арабских стран и условного чернокожего да негроидного юга. В реальности там очень много самых разных людей. Они по-разному выглядят. Многие говорят на различных языках и друг друга не понимают. Что удивительно — базовый язык, который они выбрали после обретения независимости — это английский. Все, независимо от социального статуса, так или иначе говорят на английском, чтобы друга понимать. Страна, как говорят и пишут в интернете — не самая богатая, но мне кажется, это такой средний класс.
Пара слов напоследок
Поездка в Намибию — это очень дорогое удовольствие, но по словам Ильи Кузубова, эмоциональная отдача стоит того, и он при возможности обязательно рекомендует её посетить.
— В Намибии очень много дикой природы, красивых просторов. Куда не пойдёте, всюду будет красиво. Несмотря на свою аскетичность, Намибия разная. Инопланетные пейзажи и виды, несмотря на весь свой минимализм, очень сильно западают в голову и в сердце. Хотелось бы, чтобы Намибия продолжала оставаться таким большим заповедным краем. А самое главное, для северного человека, заключается в том, что там просто светит солнце, которого нам так сильно не хватает зимой. Поэтому я стараюсь путешествовать зимой, чтобы урвать немножко солнца и не грустить, не омрачаться нашими долгими зимами. Климат в Намибии сильно напоминает наше родное северное лето. То есть часто там пятнадцать-двадцать градусов, но иногда бывает и тридцать-сорок, когда вы находитесь в пустыне. Если у вас будет возможность съездить в Намибию, то там рядом есть ещё Южно-Африканская Республика, наверное, в чем-то ещё более завораживающая страна. Я там был в 2019 году. Это тоже безумно красивое место, особенно город Кейптаун и его окрестности. Наверно, это один из самых красивых городов, которые я вообще в своей жизни видел, — подытожил Илья Кузубов.