Впервые собак Центра ездового спорта «Морские псы» я заметил, выгуливая своего пса на набережной.
Тёмным морозным вечером 8 января восьмёрка аляскинских хаски промчала по льду Северной Двины в направлении Кузнечихи и скрылась из виду под едва слышные крики каюра (прим.ред. — погонщик собачьей упряжки). Разумеется, такое необычное зрелище не могло не заинтересовать. На следующий же день я нашёл контакты и связался с руководителем Центра ездового спорта и питомника «Морские псы», а также владельцем тех самых собак Сергеем Собовым. Сергей с радостью пригласил пообщаться лично 12 января на спуске у Площади Мира, где мы и встретились.
Стоял плотный туман и мороз. Дети катались с горки на ватрушках и ледянках. Изредка малыши вместе с родителями подходили к запряжённым в нарты собакам, величественно и умиротворённо ожидающим следующего заезда. Дети осторожно гладили собак, хотя никакой опасности в животных не чувствовалось. Скорее наоборот, от них исходила аура спокойствия и доброжелательности.
Все собачки из питомника «Морские псы», существующего исключительно как частная инициатива Сергея Собова, — спортивные или, как он ещё их называет — рабочие. Сам питомник в своём классе, по словам Сергея, единственный в Поморье и насчитывает 16 четвероногих спортсменов.
— Я профессионально занимаюсь многодневными гонками на собачьих упряжках. Эти гонки могут идти от двух до восьми дней. Собаки могут проходить на соревнованиях до 70-90 и более километров. В гонках принимают участие только специализированные собаки. Когда я узнал о существовании такой культуры, как машинг(прим.ред. — от англ. mushing - упряжный спорт — вид спорта, который включает в себя езду и гонки на собачьих упряжках), я решил, что нужно взять профессиональных собак. Посмотрел, на чём ездят крутые парни в Америке и Скандинавии. Тогда же я узнал о такой группе собак, как аляскинские хаски. Это специализированные рабочие собаки, которые отбираются не по внешнему виду, а только по рабочим качествам, — начал свой рассказ Сергей.
Первых собак мужчина купил в Финляндии. Позднее к ним добавились американские линии. Собаки, представляющие сегодня «Морских псов» — это животные в пятом, шестом и даже седьмом поколении, рождённые в России. Всего спортсмен занимается ездовыми собаками 22 года. В Поморье проект существует уже восемь лет, и лишь первый год питомник базируется в Архангельске, на Мосеевом острове, по соседству с другим крупным проектом — «Поморский коч».
Своей главной задачей владелец питомника видит уменьшение страданий всех живых существ на планете.
— Я сам стараюсь для этого делать всё возможное: в отличии от собак, я не ем мясо и являюсь веганом. Мы очень экологично используем собак в ездовом спорте и рассматриваем их как инструмент изменения этого мира в хорошую сторону. Мы не про эксплуатацию. Дети могут прийти к нам и провзаимодействовать с собакой, узнать что-то новое и интересное. Ребята, которые приходят к нам на экскурсии, становятся другими, более эмоциональными. Это действие канистерапии (прим.ред. — канистерапи́я от лат. сanis — собака + греч. θεραπεία — лечение — разновидность терапии с животными). Мы хотим показывать им настоящие вещи. Делаем так, чтобы дети были эмоционально здоровы, — обозначил основные ценности «Морских псов» Сергей Собов.
В будущем Сергей планирует создать кинологический клуб, куда дети могли бы приходить и серьёзно заниматься дрессировкой собак, обучаться уходу за животными. По задумке, это будет место, где малыши бесплатно смогут приобрести элементарные навыки ответственности.
Важной деятельностью Центра ездового спорта являются туристические программы, где гостям показывают быт животных, рассказывают реальную историю езды на собачьих упряжках.
— К сожалению, всё, что люди знают о ездовых собаках, они узнают по фильмам. А там картинка сильно отличается от реальности. Порой, когда человек попадает на настоящую гонку, он просто не понимает, куда он попал и что происходит. И это понятно, ведь профессиональный спорт никогда не ездил на пушистеньких собачках, которых показывают в кино. Любую собаку можно запрягать, но не любая сможет покрыть такую дистанцию, как спортивные собаки. И это тоже важная часть нашей философии: мы не играем в ездовой спорт.
Может, эти собаки не всем понятны, но именно им принадлежат высшие спортивные достижения и история ездового спорта, которую пушистики у них отняли, — отметил Сергей.
К каждой собаке из своего питомника организатор «Морских псов» и его товарищи относятся как к личности. У каждой связки есть четвёрка лидеров — первые две пары собак, бегущие впереди.
— Лидеры в ездовом спорте — это не какие-то «вожаки» как в стае, которые доминируют. Нет, лидер — это просто собака, которая любит бежать без визуальной привязки, — отмечает опытный каюр.
Кажется, с людьми это работает похожим образом. И что-то в этом есть.
На счету Сергея и его четвероногих подопечных участие в таких гонках, как: «Северная Надежда», «Онежское ожерелье», «Дыхание зимы». Преимущественно подобные мероприятия проходят в Костромской области, Карелии, регионах Центральной России.
В будущем Сергей вместе с единомышленниками планирует сделать своих подопечных одним из брендов Архангельска и всего Поморья.
— С собакой на Севере связано очень многое. Оба полюса были покорены на собачьих упряжках. Надо отдать собакам должное, которое они это заслужили, — заключил Сергей Собов.
Восемь пар умных карих глаз внимательно следят за нашим разговором. Они будто бы всё понимают, каждое произнесённое слово.
Уже в марте «морские псы» проведут масштабный мемориальный туристический переход от Луды до Онеги, посвящённый 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Одной из целей перехода будет передача поздравлений детям войны и ветеранам.
Также у Сергея есть мечта. Он не исключает, что в ближайшие годы, «Морские псы» постараются организовать в регионе и спортивную гонку на 300 километров с участием экипажей из Центральной России, Карелии, Урала и, возможно, даже из Норвегии.