Среди лучших бизнес-проектов страны Архангельскую область представляли шесть победителей регионального этапа, в их числе и клиент банка ПСБ, глава семейного агропроекта «Малиновое поле» Андрей Варфоломеев — многодетный отец из Архангельска, который стал суперфиналистом.

Дети, малина, чай…

Для Варфоломеевых фермерское хозяйство — дело семейное, и самое главное — любимое. Они занимаются выращиванием малины в Заостровье с 2018 года. За это время Андрей и Дарья стали настоящими малиноводами.

В 2023 году Дарья Варфоломеева прошла обучение по федеральной программе «Мама-предприниматель» — одержала победу в главном конкурсе с проектом «Малиновое чаепитие». Выиграла грант на развитие ещё одной семейной бизнес-идеи — создание цеха по производству чайных добавок из малиновых листьев.

О том, как удаётся совмещать многодетное материнство и предпринимательство, о «секретах» ведения семейного бизнеса и распределении обязанностей в большой семье «Правда Севера» поговорила с Дарьей Варфоломеевой в День семьи, любви и верности, поскольку именно она в предпринимательской паре занимается маркетингом, продвижением бизнеса, общается с клиентами. Пример Дарьи показывает, что в современном мире семейный бизнес — это не просто «муж ведёт дела, а жена помогает», а полноценное партнёрство, при котором каждый вносит свой уникальный вклад в общее дело.

— Дарья, как вы всё успеваете: семья, дети, малина, чай, экскурсии? А недавно вы ещё и в Арктическом женском форуме участ­вовали…

— На самом деле, мне кажется я никогда не была настолько активной, как сейчас, — улыбается Дарья. — У нас трое сыновей: Артуру — десять, Макару — шесть, Тимуру — три года. И такое ощущение, что с появлением каждого нового ребёнка прибавлялись и силы.

Предприятие у нас семейное, участвуем в нём мы все — каждый просто вкладывает в общее дело то, чем ему самому нравится заниматься. В этом, наверное, главный «ключ» — делаем то, что любим. Ну и, конечно, стараемся идти вперёд, осваивать новое, чему‑то учиться.

— У вас ведь два высших образования — юридическое и экономическое?

— Да. Плюс в этом году я исполнила мечту — окончила «Школу фермера», повысила квалификацию в области сельского хозяйства.

— А ваш супруг Андрей — кандидат технических наук, эксперт в сфере строительства…

— Да, и эти знания нашему «Малиновому полю» очень помогают. Я, например, могу решить какие‑то юридические воп­росы, Андрей — инженерный «мозг» в сельском хозяйстве, а это основа всего! Тут и вопросы категории земель, возведения хозяйственных построек.

Все ягоды собирают «малиноеды»

— Интересно, а кто в вашей команде главный генератор идей? Как вы продвигаете бизнес? Даёте рекламу?

— Сама идея «Малинового поля» принадлежит Андрею. Я вначале, признаюсь, от этой идеи была в шоке. Казалось, мы слишком далеки от сельского хозяйства. Первые пару лет я внутренне сопротивлялась, называла малиновое поле странным хобби моего мужа. Но потом, когда увидела, насколько хорошо детям на природе, как это полезно и замечательно сказывается на нашей семье, — прикипела, полюбила, и мы стали действовать сообща.

Например, идею организовать самосбор, приглашать прямо на поле покупателей-«малиноедов» предложила я. Помню даже, как это было. В 2021 году мы приехали с Андреем собирать ягоду. К вечеру нам казалось, что уже собрали половину поля. А когда вернулись на следующий день, смотрим, а поле опять всё красное. Было ощущение, что малины стало в три раза больше.

Отличный урожай, надо радоваться! А я сижу и плачу. Сейчас практически вся ягода у нас собирается «малиноедами». Единственная их жалоба — малиновых кустов на всех не хватает. Нам так и говорят: «Хотим ещё больше малины»!

А по поводу рекламы. Мы за все эти годы её как‑то вообще не делали. Вначале боялись — объёмов было не так много. Понимали, что на всех малины не хватит. Я просто потихоньку развивала группу фермы в соцсети «ВКонтакте» — делилась событиями на «Малиновом поле», фотографиями. По случаю рассказывала о нашем бизнесе вне работы, в сторонних беседах.

Клубничная грядка

— А сколько лет понадобилось, чтобы урожаи вышли на производственные объёмы?

— Примерно три года. Самый первый урожай мы собрали в 2019 году — около 10 килограмм, а в 2021 году — больше ста. Тогда же, с 2021 года, мы начали функционировать не просто как ягодная ферма, а как агротуристический аттракцион, куда самосборщики в сезон приезжают семьями.

В этом году я зарегистрировалась ещё и как самозанятая: на «Малиновом поле» появилась новая ветка — «Клубничная грядка». Будем развивать и клубничное направление. Посадим первые две тысячи кустов — посмотрим, поэкспериментируем.

— То есть добавится ещё и экскурсия на клубничную грядку?

— Обязательно добавим! Сейчас у нас две авторские экскурсии — «Малиновые тропы» и «Малиновое чаепитие». Приезжают туристы, и под каждую группу адаптируем свою экскурсию.

Банк ПСБ стал партнёром в разных видах бизнеса

— На премию «Бизнес-Успех» вы тоже всей семьёй ездили?

— Да, решили поддержать папу. Наш проект стал одним из 35 суперфиналистов. Специальной призовой номинации у нас не было. Главное — мы поверили в себя. «Малиновое поле» — небольшое сезонное сельскохозяйственное предприятие, а шли мы в категории «туризм» и соперниками у нас были большие турбазы.

Когда настал победный момент и Анд­рея объявили как суперфиналиста, мы испытали непередаваемые эмоции. Сыновья так обрадовались, так хлопали и кричали! Мне кажется, мальчишки с тех пор стали ещё больше гордиться нашим семейным предприятием.

На вручении премии мы также познакомились с очень интересными, увлечёнными людьми — нашли единомышленников.

— Тогда же состоялось и ваше знакомство с банком ПСБ?

— Андрей уже давно знаком с этим банком, но по работе с другой нашей компанией, и всегда отмечал высокий уровень технической поддержки: вопросы, которые необходимо было решать, достаточно оперативно и просто решались.

И когда мы увидели, что банк ПСБ — генеральный партнёр премии «Бизнес-Успех», решили обсудить взаимодействие по развитию наших малиновых полей. В банке посмотрели наш проект и предложили сотрудничество, подробно рассказав про продукты ПСБ, которые помогут нам эффективнее реализовывать наши планы.

Мы открыли расчётный счёт, и могу сказать, что нам как сельскохозяйственному предприятию удобно пользоваться этим банком. Например, мне очень нравится, как организовано СМС-информирование — нет путаницы, каждый шаг можно проконтролировать. У них быстрая скорость обработки информации, а это опять же экономия времени. Пока мы ещё не подключили эквайринг. Но планируем в ближайшее время это сделать, чтобы упростить расчёты с поставщиками, которых становится всё больше. ПСБ предлагает очень выгодные и интересные условия. Кроме того, услугу легко подключить. В целом банк зарекомендовал себя надёжным и эффективным партнёром.

Семейный бренд

— Получается, дети ваши растут — и поле рас­тёт. Сыновья, кстати, больше любят малину есть или собирать?

— И то, и другое. Артур был совсем маленький, когда малиновая идея появилась — мы вместе ездили выбирать поле. С Макаром высаживали саженцы, а при Тимуре начали уже приезжать «малиноеды». Так что «Малиновое поле» и наша семья неотделимы. Это уже такой семейный бренд.

— Дарья, а нет ли планов по выходу на маркетплейсы со своей малиновой продукцией?

— Мы бы очень хотели заняться и переработкой ягод — заморозкой, сушкой. Но пока наши объёмы таковы, что все потребности Архангельска, Новодвинска и Северодвинска мы не покрываем. Ягоды разбирают в сезон. Как только увеличим площади, будут оставаться излишки, обязательно попробуем выйти и на маркетплейсы. К тому же мы знаем, что у ПСБ есть хорошее решение для этой задачи — мультисервис E-com, который поможет нам освоить новую сферу бизнеса.


Мария ИВАНОВА

Реклама. ПАО «Банк ПСБ», ИНН 7744000912.