В этом году ЭЛК празднует 30-летие. За это время он вырос из палаточного лагеря в современный детский экоцентр с уникальной методикой и насыщенной исследовательской программой. Экологический лагерь Кенозерья — единственный в заповедной системе включён в официальный единый реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, а программа лагеря — лауреат национальной экологической премии им. В. И. Вернадского.

— У нас нет цели сделать из каждого эколога или биолога, лагерь даёт общие представления о бережных взаимоотношениях человека и природы, расширяет область научных интересов. А мы создаём для этого все условия и среду, — пояснила начальник отдела экопросвещения Кенозерского национального парка Надежда Миливоевич.

В лагере с детьми работают более десяти экспертов по гуманитарным и естественным наукам. В конце смены ребята защищают свои научные работы на конференции.

Под руководством наставников и специалистов дети изучают особо охраняемые природные территории России, биологию, геологию и экологию. Так, занятие на тему обращения с отходами провела Евгения Протасова, эксперт лагеря, заместитель генерального директора по информационному сопровождению АО «Архангельский экологический оператор».

— Для детей важно не просто получить знания о раздельном сборе отходов, но и понять, как эти знания могут применяться на практике. Я рассказала о действующей системе обращения с отходами в Архангельской области, в частности о двухпоточной системе разделения отходов. Мы обсудили, как правильно сортировать и какую роль каждый из нас играет в улучшении экологии нашего региона.

На занятии дети узнали и о строящихся про профильному национальному проекту мусоросортировочных комплексах в Архангельской области. Создание современных опорных объектов ТКО — это шаг к более устойчивому будущему. По мнению эксперта, такие обучающие программы помогут детям стать активными участниками этого процесса.

Занятия в лагере проходят в интерактивных форматах через проведение исследований на местности и анализ результатов.

— Мы с ребятами провели так разделение пигментов по методу Крауса, а также попробовали сделать метод бумажной хроматографии в полевых условиях. Дети самостоятельно собирали необходимый материал: песок и зеленые листья растений, которые растирали в ступке. Удалось провести эксперименты с реагентами. Ребята увидели как пигменты разделяются по фазам, также при работе в парах участники лагеря увидели как пигменты «убегают» с линии старта и разделяются между собой, — рассказала Екатерина Кошелева, эксперт экологического лагеря, педагог дополнительного образования «Северный детский технопарк «Кванториум» г. Северодвинска.

По словам экспертов, такие практические знания нужны, чтобы проще воспринимать и понимать окружающий мир. А знания, которые дети получают в экологическом лагере необходимы для понимания взаимосвязи процессов в природе.

Кроме того, Екатерина провела занятие по биотестированию воды, которую ребята предварительно собрали для анализа во время экскурсии по озерам Кенозерья. Во время урока дети провели химический и органолептический анализ проб воды из пяти озер Кенозерского Национального парка. В специальных блокнотах дети указывали запах и цвет воды, далее измеряли кислотность с помощью лакмусовых бумажек, жесткость — капельным методом, а также провели качественную реакцию на ионы железа.

После проведенных опытов дети начали биотестирование: посадили фасоль в специальные лотки, где для каждого предусмотрена вода из определенного озера. К окончанию смены детей ждут результаты посадок.

Организаторы лагеря уверены, что все занятия важно делать дуальными, то есть использовать сначала теорию, а потом применять знания на практике. Это позволяет ребенку самому проверить факты, написанные в учебнике, а также убедиться в верности аксиом.