22 августа, в честь Дня государственного флага в Петровском сквере открыли мемориальный камень. Прототип официального государственного символа России — бело-сине-красный флаг царя Московского — впервые был поднят на рейде Архангельска в 1693 году на яхте «Святой Петр».
Некоторые наши читатели восприняли открытие неоднозначно. Некоторые отмечали, что в городе уже достаточно мемориальных камней и что городу нужны более продуманные памятники. Другие писали, что лучшим памятником флагу является сам флаг.
«Мне такой способ увековечения памяти абсолютно не близок»
Несколько скептически к идее отнёсся известный в нашем городе экскурсовод и редактор сообщества «Архангельск: архитектура и градостроительство» Владислав Дреко. Мы спросили у него, является ли обилие мемориальных камней градостроительной нормой и как он относится к подобным инициативам.

— Мне лично ещё с подростковых лет категорически не нравится идея разбрасывать по городу камни. Считаю, что для увековечения памяти человека ли, события ли, места ли должен быть вложен созидательный и художественный труд: скульпторов, художников, архитекторов и пр. Именно своим трудом, своей мыслью и эстетическим чутьём мы проявляем должную степень почтения кому-либо или чему-либо. В противном случае будет выглядеть странно, — рассказывает Владислав Дреко.
Владислав отметил, что в случае с установкой памятников важно сохранять баланс и пропорциональность масштабов, между памятником и событием, которому он посвящён.
— Положим, некий человек совершил большое дело, за которое мы ему безмерно благодарны и желаем воздать памятью в веках. И за подвиги и жертвы этого человека мы ставим просто камень. Даже с точки зрения баланса получается диспропорция: человек часть жизни пожертвовал ради дела, вложил огромный труд, а мы единственное, что смогли сделать — приволокли камень. Такая «оплата труда» никак не дотягивает до историко-культурного «МРОТа», — заметил Владислав Дреко.
По мнению экскурсовода, установка просто камня — это халтура. Хотя, как он отмечает, подобный вид увековечивания памяти всё-таки бывает уместен, если камень позволяет считывать информацию о его непосредственной связи с минувшими событиями. Например, если это элемент фундамента какого-то утраченного здания, или на этом камне сидел какой-то человек, чью память увековечивают, либо, если он имеет какие-либо следы исторических событий. Также это вполне допустимо, когда камень является частью инсталляции, арт-объекта, скульптуры. А самое главное — если это камень, заложенный в основание чего-либо будущего.
— Но когда это просто случайный, пусть и не лишенный природной эстетики, булыжник или валун, к которому просто приделали ту или иную табличку, то это нехорошо. Это пусто и бессмысленно. Мне такой способ увековечения памяти абсолютно не близок. Память — это труд. И физический, и интеллектуальный, и творческий, — заключает Владислав Дреко.
«Камень — это только начало»
Директор Северного морского музея Евгений Тенетов выступал на церемонии открытия мемориального камня. Поэтому мы решили узнать его взгляд на ситуацию и возможные альтернативы.

— Камень, безусловно, некий старт, для дальнейшего развития Петровского сквера, именно как некого Петровского мемориала, каким он и был задуман в конце XIX-го — начале XX-го века. Уверен, для этого и дальше будут прилагаться усилия, будут изыскиваться средства. Возможно там появится «архангельский» домик Петра Великого, который здесь когда-то стоял, какие-то другие объекты, которые будут связаны с пребыванием Петра, и значением Архангельска для истории России. Сейчас помимо памятного камня появились два стенда рассказывающих историю, когда-то располагавшихся здесь Архангелогородской церкви и домика Петра Первого, — рассказывает Евгений Тенетов.
По его словам, именно с появлением и становлением Архангельска связаны важнейшие реформы и службы России. Например, именно здесь появился первый военно-морской флот страны, пограничная и лоцманская служба, морская таможня и государственный флаг. Камень в сквере напротив Красной пристани, как отметил Евгений, лишь начало разговора с жителями города и его гостями.

— Важно было произнести это вслух на высоком уровне, на уровне правительства Архангельской области, чтобы это было внятно артикулировано. Также произнесли на 440-летие города, что Архангельск — первый морской порт России и сделали мозаику у Главпочтамта. Важно произнести, и зафиксировать это в топонимике города, в городской среде, чтобы мы сами, горожане к этому привыкали, и те, кто приезжают в город, туристы или гости города, встречались с такими объектами, понимали его значение.
Как отметил Евгений, камень был поднят со дна Северной Двины. В каком-то смысле он действительно «случайный», как говорит Владислав Дреко, но есть одно важное «но».
— Но мы знаем, — продолжает Евгений, — что такие булыжники, которых множество вдоль акватории порта Архангельского, появились здесь, являясь балластным камнем. То есть, они приплыли сюда на деревянных парусниках и были выгружены, а позднее использовались как строительный материал для укладки дорожного покрытия, укрепления набережных, причалов. Конечно, камень это не памятник, в большом смысле слова. Но никто и не говорит, что это последний, главный монумент, посвященный флагу в Архангельске. Это только начало разговора.

Важность проговаривать роль города в исторических процессах сегодня является очевидной и первоочередной задачей как для горожан, так и для руководства региона и города. По словам Евгения Тенетова, сегодня выходит большое количество научно-популярной литературы, кинофильмов и сериалов, в которых роль Архангельска либо заметно занижается, либо упускается из виду.
— Я не думаю, что он специально затирается или вычеркивается, вымарывается из истории России. Нет, конечно, это просто очень короткая память популяризаторов истории. Они не работают с настоящими источниками, с настоящими историками. Поверхностный подход влечет за собой подобный результат. Но ведь многое зависит не только от этих режиссеров, сценаристов, популяризаторов. Во многом это ещё зависит и от нас самих. Значит, мы сами не очень бодро, качественно и внятно продвигаем значение Архангельска, на федеральном и международном уровне. Этот разговор начинает, этот камень. Если угодно: сейчас время собирать камни, — подытожил Евгений Тенетов.
Обилие мемориальных камней в Архангельске и правда имеется, но, как отметил директор Северного морского музея, такова старинная русская традиция и вслед за мемориальным камнем в Петровском сквере непременно появятся и другие объекты — это вопрос времени, человеческих сил и доступных ресурсов.
А что если…
Но есть ли альтернатива установке камней? Каким ещё мог бы быть памятник первому подъёму триколора в Архангельске? Некоторые из архангелогородцев предлагают установить флаг на Гостиные дворы, на башню биржевого зала, туда, где он изображался на гравюрах и картинах прошлого.

— Камень — только начало, возможно, здесь, в этом месте, должно появиться что-то более заметное, значимое, какой-то значимый флагшток, и, вот, кстати говоря, то, что вы говорите о том, что на Гостиных дворах должен появиться российский флаг, или флаг, царя московского. Возможно, что это логичнее и интереснее, с точки зрения глубины. На мой взгляд, так и должно произойти, ведь там даже флагшток есть, и не надо долго мучиться, — заключил Евгений Тенетов.