В Архангельске сегодня отмечают 120 лет со дня рождения Германа Кононова — человека-эпохи в местной культуре и одновременно его жертвы. Его жизнь — это история взлета, забвения и медленного возвращения из небытия.

Герман Кононов был архитектором художественной жизни довоенного Архангельска. Он организовал первую студию для рабочей молодежи, стал одним из создателей и первым председателем Союза художников. Его кисти принадлежат пронзительные пейзажи города, такие как «У пожарки» и «Набережная. Зимний день», которые сегодня являются художественной летописью утраченного Архангельска. Об этом сообщили в Государственном архиве Архангельской области. 

Войну он прошел с кистью и карандашом, создав агитбригаду «Помощь фронту» и работая в госпиталях. Однако система, которую он помогал строить, обернулась против него. В 1959 году, в разгар «борьбы с буржуазными проявлениями», его перевели из членов Союза художников в кандидаты, а вскоре и вовсе исключили. Это был не просто карьерный крах — это было стирание из истории. Его работы были преданы забвению и десятилетиями пылились в семейном архиве.

— Его история — это яркий пример того, как идеологическая машина ломала судьбы талантливых людей, — отмечают искусствоведы. — Основатель организации стал ее изгоем.

Сегодня, спустя 60 лет после его опалы, имя Германа Кононова постепенно возвращается в культурный контекст Архангельской области.