Монастырь был духовным центром Кенозерья на протяжении XVI–XVIII веков, а в 1764 году обитель упразднили. Об этом сообщили в пресс-службе кенозерского нацпарка. 

— Это единственный, известный нам план монастыря. Из него мы узнали, что территория обители — примерно 110 га по современному исчислению — включала «пашни, сеннаго покосу, лесу, под поселением, огородами, гуменниками и коноплянниками, под церквою и кладбищемъ, под проселочными дорогами, под полурекою Кеною, ручьемъ и полуручьемъ». Это была обширная территория для большого монастырского хозяйства, — пояснила Марина Мелютина, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Кенозерского национального парка.

В Национальном архиве Республики Карелия также найдена карта Олонецкой губернии Пудожского уезда 1860 года. Судя по этой карте, территория упраздненного Кенского монастыря занимала 113,6 га земли, что незначительно отличается от владений, отмеченных на карте 1783 года.

В Пахомиево Спасо-Преображенской Кенской мужской пустыни было три храма: Преображения Господня с приделом Преподобного Антония Сийского, Рождества Пресвятой Богородицы и Чудотворца Николая. 

— К середине XX века сохранился только приходской Преображенский храм. В 1950-е годы на месте расположения Преображенского храма и кладбища устроили катище лесопункта. Лес привозили на берег по узкоколейке из поселка Октябрьский, и «бревна в реку спихивали… И иконы, и предметы серебряные, и все плыло и исчезало, — вспоминают местные жители.

Летом сотрудники Парка Марина Мелютина и Софья Тучина отправилась в экспедицию по кенозерским деревням, которые образовались на территории бывшего монастыря, чтобы собрать воспоминания очевидцев о том, как в середине ХХ века разрушали Спасо-Преображенский храм. Эти живые свидетельства и архивные материалы помогают представить, каким был полностью утраченный Кенский монастырь.

Пахомиево Кенскому монастырю будет посвящён один из разделов археологического музея Кенозерья, который откроется в следующем году. Проект музея «Откуда я? Археологический портрет Кенозерья» получил поддержку Фонда Потанина в рамках благотворительной программы «Музей без границ».