Работы ведёт Товарищество поморского судостроения под руководством Евгения Шкарубы.
Новый коч длиной около 15 метров создают по старинным технологиям, без применения современных металлических крепежей.

Вместо этого мастера используют деревянные нагели, мох и смолу — всё так, как делали поморы XVII века. Особенность проекта в том, что ни чертежей, ни точных схем кочей не сохранилось. Чтобы восстановить конструкцию, участники товарищества изучают археологические находки, анализируют остатки древних судов и исторические описания.
— Мы пять лет готовились к закладке поморского судна, — рассказал руководитель Товарищества Евгений Шкаруба. — Изучали старинные технологии, которые применялись ещё в допетровскую эпоху. Корпус коча будет выполнен максимально точно по старым принципам: деревянные нагели вместо гвоздей, мох и смола для герметизации. Мы не ставим целью реконструировать каждую деталь парусного вооружения, но хотим передать дух и мастерство поморских корабелов.

По историческим данным, кочи представляли собой надёжные суда, способные выдерживать суровые арктические шторма. Они имели округлое днище, благодаря которому могли выталкиваться льдом, а не ломаться под его давлением. Длина судна составляла примерно 15 метров, ширина — почти 6, высота борта — около 2,8 метра. Последние кочи строились в XVII веке, когда русские первопроходцы завершали освоение Сибири и выходили к берегам Тихого океана. Позже этот тип судов ушёл в историю — пути через сушу стали безопаснее, а на смену кочам пришли суда новой конструкции.
Возрождение технологии началось несколько лет назад. Первым проектом товарищества стал карбас — традиционное рыбацкое судно. Затем мастера взялись за создание торговой шхуны, типичной для северных широт. Сейчас корпус шхуны почти готов, он занимает значительную часть ангара за главным корпусом САФУ. И вот теперь, напротив этого ангара, дан официальный старт строительству третьего и самого масштабного проекта — поморского коча.
— Информацию о кочах мы буквально «вытаскиваем» из земли, — поясняет Евгений Шкаруба. — Археологи находят отдельные элементы — фрагменты обшивки, остатки киля, деревянные крепежи. Всё это помогает нам понять, как именно строили суда несколько веков назад.
По плану, коч будет готов уже этой зимой. После завершения строительства судно пройдёт испытания и подготовку к большому плаванию. Товарищество планирует отправить его в морскую экспедицию вдоль северных берегов России с последующим выходом в Тихий океан — маршрутом, по которому когда-то шли первопроходцы, открывая Сибирь и Дальний Восток.
Проект стал не только инженерным, но и культурным событием для Архангельска. Его участники убеждены: возрождение древнего судостроения помогает северянам сохранить связь с историей, вспомнить корни и показать всему миру, что традиции поморов живы и по сей день.
— Мы пять лет готовились к закладке поморского судна, изучали технологии, которые применялись в допетровскую эпоху, — рассказал Евгений Шкаруба. — Корпус коча мы полностью будем делать максимально точно по старым технологиям: крепление деревянными нагелями, гидроизоляция мхом и смолой… А что касается оснастки, то мы не беремся играть в реконструкторов.
Кстати, информация по кочам добывается археологическим путем: за счет изучения найденных частей. Чертежей, эскизов и макетов не сохранилось. Построить судно планируют за зиму. После этого товарищество займется подготовкой к морскому походу вдоль северных берегов России с выходом в Тихий океан.
Фото: Полина Нечаева
