Реставраторы Новгородского музея-заповедника подтвердили древнее происхождение иконы Святителя Николая Корельского — единственной сохранившейся святыни с самого северного края Новгородской земли.

Изначально икона XVI века находилась в собственности Николо-Корельского монастыря. По преданию, обитель воздвигла новгородская боярыня после гибели двух своих сыновей, утонувших в Белом море. В память о них и в надежде на милость Святителя Николая — покровителя мореходов — она построила храм.

Со временем монастырь стал духовным и торговым центром Русского Севера, «портом Святого Николая». Его история была короткой: обитель многократно разорялась норвежцами в XV веке, а потом запустением. В XX веке на её месте выросло судостроительное предприятие ОСК «Севмаш».

Фото Новгородского музея-заповедникаФото Новгородского музея-заповедника

В настоящее время икона выставлена в Новгородском музее, куда она была передана в 1960 году. На табличке рядом с ней сохранилась надпись, гласящая: 

«В 1665 году 1 декабря по указу митрополита Великого Новгорода и Великих Лук Питирима никола Чудотворца Корельского был облагорожен серебряным окладом».
Фото Новгородского музея-заповедникаФото Новгородского музея-заповедника

Всё изменилось благодаря счастливому стечению обстоятельств. Несколько лет назад, во время установки вентиляции в музейных фондах, реставраторы разговорились с подрядчиком — жителем Северодвинска.

Северянин рассказал, что на закрытой территории судостроительного завода до сих пор сохранились остатки древнего Николо-Корельского монастыря и восстановленный храм Святителя Николая. Судьбоносный разговор состоялся в праздник Святителя Николая и стал поворотным моментом в судьбе памятника.

Фото Новгородского музея-заповедникаФото Новгородского музея-заповедника
— Совпадение было настолько удивительным, что мы не могли его не заметить, — вспоминает Юлия Комарова, хранитель фонда древнерусской живописи. — Я сразу вспомнила о нашей иконе с табличкой, где упоминается чудотворный образ Николы Корельского. Так началась новая история её изучения.

Четыре года длились работы реставраторов, завершившиеся экспертным заключением об абсолютной подлинности образа и признании его чудотворным происхождением из Николо-Корельского монастыря. 

Фото Новгородского музея-заповедникаФото Новгородского музея-заповедника

Под поздними слоями красок XVII и XIX веков специалисты обнаружили оригинальные элементы живописи XVI века: детали омофора, епитралей, вишнёвые кресты с тончайшим золотым оформлением одежд святителя. Химическое исследование пигментов выявило различия между разными слоями покрытия, что помогло точно определить последовательность обновлений и их датировку.

— Мы понимали, что под ними может скрываться нечто гораздо более древнее. И действительно, по мере расчистки стали проявляться фрагменты живописи XVI века, — рассказывает художник-реставратор темперной живописи Лилия Васильева.

Исследователи также выяснили, что древесина, использованная при создании иконы, росла в северных широтах и характеризовалась высокой плотностью годовых колец — достигавшей 270 штук на отдельном участке. Все данные, собранные в процессе изучения, полностью соответствовали сведениям, зафиксированным в старинных летописных источниках.

Фото Новгородского музея-заповедникаФото Новгородского музея-заповедника

Эксперты подчеркивают особую значимость и редкость иконы Николы Корельского, считая ее одним из самых почитаемых и бесценных предметов веры. 

По мнению исследователей, икона была вывезена из Николо-Корельского монастыря в Новгород в середине XVII века. Вероятнее всего это случилось после путешествия митрополита Никона на Соловки. Летопись сообщает, что во время этого пути Никон попал в сильную бурю у берегов монастыря и чудом остался жив.

Вероятно, в знак благодарности он велел перевезти чудотворный образ в Новгород, где тот был украшен серебряным окладом и помещён во Владычную палату. Там икона находилась в течение столетий — над входом в главный зал, где принимали важных особ.

Сегодня икона Николы Корельского находится в реставрации. Уникальное открытие стало свидетельством духовной и исторической связи Великого Новгорода и Русского Севера.

— В таких совпадениях и чудесах есть особый смысл, — говорит Юлия Комарова. — Как будто сама икона захотела напомнить о себе именно тогда, когда пришло её время. Ведь память живёт, пока мы к ней прислушиваемся.